В течении
следующих трех лет порт собирается увеличить объем перевалки грузов в два раза
- до 8 млн тонн в год. При существующих показателях отрасли такой результат
позволит вплотную подойти к первой пятерке крупнейших портов страны. Впрочем,
грандиозные планы портовиков о расширении предприятия натолкнулись
противодействие со стороны городской общественности, которые ратуют за
сохранение экологической безопасности региона и создание на левобережье Днепра
рекреационных зон. Борьба за будущее порта переместилась в кабинеты и коридоры
горсовета.
В
прошлом году общий грузооборот всех портов и терминалов Украины вырос на 4,8
% и составил 162,26 млн тонн. При этом речные порты нарастили объемы
грузооборота на 6,7 %, до 6,74 млн тонн, а морские на 4,7 %, до 155,52 млн тонн.
Начало
реализации украинской корветной программы, целью которой, как известно,
является постройка четырех корветов проекта 58250 украинской разработки, с
одной стороны, дал повод для оптимизма украинским судостроителям. Еще бы: в
условиях прозябания корабелов без систематических заказов стратегическая для
державы отрасль находится в «замороженном» состоянии, катастрофически теряя
потенциал с каждым годом.
Кабмин снова заинтересовался возобновлением перевозки грузов по рекам. Однако цена вопроса заставляет сомневаться в возможности реализовать потенциал внутренних водных путей в ближайшем будущем.
В последних числах декабря 2011 года Верховная Рада ратифицировала межправительственное соглашение с Азербайджаном о развитии сотрудничества в сфере транспортировки нефти. В нем указаны объемы транзита каспийского сырья через трубопроводы госкомпании "Укртранснафта" – 20 млн тонн. Впрочем, это соглашение не дает Киеву никаких гарантий относительно загрузки. Соглашение должно обнадежить специалистов отрасли, которая уже несколько лет подряд теряет объемы транспортировки и сокращает прибыль. В 2010 году объемы прокачки через Украину упали почти на 23% по сравнению с предыдущим годом – до 29,8 млн тонн. Сократился и транзит – на 30%, до 20 млн тонн. В 2011 тенденция сохранилась – за 11 месяцев падение прокачки составило более 12%, транзита в западном направлении – на те же 12% до 16,3 млн тонн. Поэтому в Укртранснафте рады каждому, кто предлагает транспортировать нефть через отечественные трубопроводы.
Рынки грузоперевозок России и Украины равно демонстрируют посткризисное восстановление. Однако наиболее значимой в обеих странах является иная тенденция — рост идет в условиях глобальной неустойчивости, когда быстрая смена конфигурации спроса и предложения может охватить любой номенклатурный сегмент. Соответственно, эксперты предупреждают: сегодняшние «плюсы» грузооборота — не столько свидетельство подъема базовых отраслей экономики, сколько результат более или менее успешной адаптации транспортного рынка.
Самый
востребованный и эффективный в мире вид транспортировки грузов, коим является
интермодальная перевозка, в Украине находится на зачаточном уровне развития.
Эксперты же уверены: создание сети интермодальных маршрутов способно принести
нашей стране ежегодно $180 млн. прямых поступлений в госбюджет.
В Украине началась реформа
портовой отрасли. Принятый на прошлой неделе закон "О морских портах"
оставляет за государством только функции регулятора, а владеть портовой
инфраструктурой теперь смогут частные компании. За минувшие пять лет Украина
недополучила более $2,1 млрд инвестиций в портовую отрасль, отмечают участники
рынка.
В связи с
высокой конкуренцией и низким уровнем ставок на рынке контейнерных перевозок,
особенно на маршрутах Азия-Европа, многие линии вынуждены были принимать
срочные меры - от открытия новых маршрутов и обмена слотами, до закрытия
некоторых сервисов в рамках «зимних программ», которые бы позволили компаниям
оставаться «на плаву». Однако, черноморскому региону такие изменения пошли
только на пользу.