Закон
"О морских портах" обсуждался в парламенте последние девять лет.
Причем по-настоящему революционные нормы — возможность приватизации, концессии
и аренды портовой инфраструктуры — появились в документе только при подготовке
ко второму чтению (первое было в 2007 году). Сейчас отрасль регулируется
Кодексом торгового мореплавания от 1995 года, и все порты являются
госпредприятиями. Но после вступления закона в силу за государством останутся
только функции контроля безопасности судоходства, которые будут осуществляться
капитаном и администрацией порта. "Мы ограничили возможность принятия
волюнтаристских решений начальниками портов. Это гарантирует защиту
инвестиций",— говорит автор законопроекта, заместитель главы комитета
Верховной рады по вопросам транспорта и связи Юрий Крук. По его словам, такая
модель используется в ЕС и США.
Реформа
отрасли многие годы откладывалась, так как госконтроль над портами был способом
экспортного регулирования, отмечает член комитета по вопросам транспорта и
связи Виталий Корж. "Начальники портов могли задерживать экспорт
продукции, которая нужна была Кабмину на внутреннем рынке — зерна,
энергетического угля,— говорит господин Корж.— Но со временем стало очевидно,
что это не останавливает экспорт, а заставляет экспортеров искать новые порты
для перевалки". А в 2009 году глава Минтранса Иосиф Винский инициировал
расторжение договоров о совместной деятельности в портах с частными компаниями.
Тогда были начаты семь судебных разбирательств, часть из которых продолжается до
сих пор.
Из-за
отсутствия реформы портового хозяйства, конфликтов между стивидорами и
руководством портов Украина за последние пять лет недополучила $2,1 млрд
инвестиций, говорит исполнительный директор Ассоциации портов Украины Виктор
Борисенко. "Именно столько инвестировали крупные международные компании в
порты Констанца, Бургас и Новороссийск. Это позволило им забрать часть грузов,
которые переваливались в Украине",— говорит господин Борисенко. Кроме
того, отсутствие инвестиций привело к значительному износу основных фондов
портов — на уровне 74%.
В
Украине 18 морских торговых портов общей мощностью по перевалке грузов более
150 млн т. Крупнейшие из них — Южный, Одесский, Ильичевский, Николаевский и
Мариупольский. По итогам девяти месяцев 2011 года перевалка в украинских портах
составила 83,3 млн т.
По
причине конфликтов с органами власти и непрозрачности законодательства один из
крупнейших портовых операторов в мире компания Maersk рассматривала возможность ухода
из Украины, говорит источник "Ъ" в Maersk Ukraine. "Мы ждем, что после принятия закона что-то
изменится. Украине нужна либерализация имущественных и земельных отношений по
примеру Румынии и Болгарии",— отметил собеседник "Ъ" в компании.
Принципиальным для рынка является закрепление права частной собственности на
причальные сооружения, считает гендиректор компании
"Укртрансконтейнер" (принадлежит российской Национальной контейнерной
компании; НКК) Владимир Попов: "Данный вопрос всегда был предметом
конфликтов, так как это право не было четко урегулировано в
законодательстве". Кроме того, средства, инвестированные в порт, должны
компенсироваться частной компанией, в том числе в счет арендной платы, отмечает
начальник Одесского морского торгового порта Юрий Васьков.
В
развитии портовой инфраструктуры всегда был заинтересован крупный бизнес. По
данным Ассоциации портов Украины, интерес к развитию проектов в портах
проявляют компании "Смарт-групп" Вадима Новинского,
"Нибулон", "Портинвест" Рината Ахметова, "АТ
Каргилл", Kernel, Royal Caribbean, ГПК и НКК.
Принятие закона поддерживали представители металлургических предприятий,
говорит эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава.
"Из-за отсутствия современных технологий по перевалке грузов в портах
основными поставщиками коксующегося угля для украинских металлургов стали
российские компании, поставляющие уголь по железной дороге",— отмечает
госпожа Кава. По ее словам, увеличение мощностей портов в импортном направлении
обеспечит диверсификацию поставок. Закон выгоден и транзитерам, считает
гендиректор "Нибулона" Алексей Вадатурский: "Прозрачные правила
игры повлияют на всю отрасль".
Законопроект
должен увеличить налоговые поступления от портовой деятельности, считает Ирина
Кава. "По нашим расчетам закон должен дать $1-1,2 млрд дополнительных
инвестиций в инфраструктуру, что позволит ежегодно получать до $400 млн
дополнительных налогов от деятельности стивидоров на территории портов вместо
$50-60 млн ежегодных отчислений государственных портов сегодня",— говорит
господин Борисенко.
Источник: http://www.kommersant.ua |