ЧАО "Центральное грузовое бюро"
Форма входа
Категории раздела
Новости [61]
Аналитика [142]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчики

Главная » Статьи » Новости

ПРОКУРОРСКАЯ ПРОВЕРКА

 

В середине 90-х годов в  Украине  принято решение о лицензировании предпринимательской деятельности по перевозке грузов и пассажиров морскими судами. Из портов в массовом порядке частными судовладельцами стали вывозиться грузы различной номенклатуры, в том числе листовой металл, уголь, руда и др. без каких-либо документов, отражающих транспортные опасности этих грузов. Печальным следствием этой деятельности стала гибель ряда судов: «Сальвадор Альенде» (смещение груза риса в мешках «биг-бег»), «Симба 1», «Зарина ІІ» и «Неда» (смещение листового металла) и др.

Особо примечательным примером нарушения технологии перевозки грузов является аварийная ситуация с т/х «Joy 5». Загрузившись в порту Ильичевск листовым металлом и не закрепив его судно последовало в порт Одесса для дозагрузки. Стоя на рейде, судно под резким порывом ветра накренилось и под воздействием смещения металла практически легло на борт. После подачи сигнала бедствия Капитан порта Одесса и аварийно-спасательные службы порта с большим трудом ввели аварийное судно в порт, спася его от неминуемой гибели.

С целью снижения уровня и/или предотвращения аварийных случаев с судами Департамент безопасности мореплавания, в то время Укрморречфлот, принял решение о создании системы и структуры обеспечения грузовой безопасности судоходства. В этих целях было подготовлено, утверждено в Минтрансе  (Мининфраструктуре) и согласовано в Минюсте «Положение о порядке предоставления информации о грузе с целью его безопасной морской перевозки» (z 0848-98). Это Положение и последующие изменения к нему базировались на положениях Глав VI и VII Конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС 74/78), а также Международных кодексов по перевозке твердых навалочных (IMSBC Code) и опасных грузов (IMDG Code), входящих дополнением в Конвенцию СОЛАС 74/78, ратифицированную Верховной Радой Украины (995-251) (995-689) и др.

Таким образом, на базе Положения созданы с участием Департамента Безопасности на транспорте Минтранса (Мининфраструктуры) система и структура, которые обеспечивают грузовую безопасность судоходства, отвечающая требованиям и стандартам Международной морской организации ИМО. Указанная структура включает в себя профессиональные специализированные организации, обладающие аттестованной лабораторно-аналитической базой,  дипломированным  персоналом, национальной и международной документальной  базой.

В  «Положении……» указано, что «специализированные  организации, которые не являются участниками  транспортного процесса (!) и которые привлекаются  Мининфраструктурой Украины  к организации работы, связанной с обеспечением безопасности во время перевозки грузов».  В  Украине  инициаторами  создания  таких  организаций  являлись  морские технологи  и  специалисты  бывшего Черноморского  морского пароходства,  составившие  костяк ведущих  специализированных  организаций  «МОРСЕРВИС»  и  «Центральное  Грузовое Бюро».  Эти  организации  по  заявкам грузоотправителей и для их нужд во всех портах  Украины профессионально грамотно оценивают транспортные опасности экспортируемых грузов и разрабатывают информацию на них по  специальным проформам,  утвержденным Международной  морской  организацией (ИМО)-- Декларации на  груз и Сертификаты о характеристиках груза на момент погрузки. Указанные  документы имеют информационно-экспертный(сюрвейерный) характер и предусматривают рекомендации экипажу судна по принятию необходимых мер предосторожности при морской перевозке конкретного груза.

Всего  в Украине  действуют  не  три, как об этом сообщила информационному агентству NOOCRAT. com прокурор отдела Генеральной прокуратуры г-жа В. Сеник, а четыре организации. Не упомянутая ею 4-я организация представляет собой маломощный по кадровому потенциалу и лабораторно-техническому оснащению отраслевой Институт морского флота и, входящее в его состав Украинское  грузовое  бюро. Несмотря на то, что приказом Министра Инфраструктуры № 588 от 01.12.2011г. это Бюро в составе института утратило  свои полномочия в качестве компетентного органа Украины по допуску к перевозке опасных грузов и права подготовки информации о них – оно продолжает активно действовать в портах. Им монопольно охвачены все опасные грузы, экспортируемые из портов Октябрьск, паромной переправы порта Ильичевск (за 2011-2012 г.г. издано около 2300 Деклараций на груз).

В этой связи нас терзают смутные сомнения: а не явилось ли это Бюро в составе Института детонатором возбуждения Генеральной прокурорской проверки специализированных организаций  с жесткой выемкой всей бумажной и электронной информации в виде дисков компьютеров. Если это так, то зачем это нужно?  Государству абсолютно не выгодно нарушение существующей структуры обеспечения безопасной морской перевозки грузов, т.к.  согласно  существующей мировой практики морских перевозок, специализированные неправительственные  организации, оснащенные испытательными лабораториями, вносятся в списки Международной морской организации ИМО.

Как указывалось выше,  разрабатываемые нашими организациями документы, по сути и форме являются сюрвейерно-информационным заключением о свойствах грузов, их опасных проявлениях в процессе транспортировки, требуемых мероприятиях по ликвидации аварийных ситуаций с грузом в процессе рейса. Никаких разрешений или запретов на перевозку эти документы не содержат и таковыми не являются.

Суждение о возможности погрузки на морские суда и последующей перевозки груза в каждом порту и в каждом конкретном случае принимает Инспекция капитана порта, инспекторы контроля государства флага либо порта, региональные Инспекции по безопасности морского и речного флота Украины (УМРИ).

Подготовка информации о грузе выполняется исключительно по заявкам грузовладельцев, от их имени, а поэтому разрабатываемые нами документы ни по каким понятиям и признакам не относятся к «АДМИНИСТРАТИВНЫМ УСЛУГАМ».

В соответствии с Законом Украины «Про Административные услуги» № 399-VII от 04.07.2013г. ими является результат реализации властных полномочий субъектом предоставления административных услуг. Такими субъектами в морских портах являются органы санитарного, карантинного и экологического контроля грузов, на которые выдается соответствующее разрешение на их ввоз или вывоз из порта.

Однако, несмотря на этот очевидный факт, Генеральная прокуратура Украины возбудило досудебное следствие по уголовному производству в Печерском районном суде г. Киева.

На судовом заседании следователь Генеральной прокуратуры Кожин Ю.Ю. ссылался на то, что должностные лица Департамента безопасности Министерства инфраструктуры Украины, действуя умышленно в интересах специализированных организаций, в нарушение требований п. 2 Постановления Кабинета Министров Украины от 17.07.2009г. «О мерах по упорядочиванию административных услуг» и п. 4 Временного порядка предоставления административных услуг, утвержденного указанным Постановлением, на протяжении 2010-2013 годов не предприняли мер по прекращению предоставления административных услуг предприятиями, которые не имеют статуса бюджетных организаций и не осуществляют перечисления оплаты за административные услуги в специальный фонд государственного бюджета, вследствие чего в период с 01.01.2010 по 01.09.2013 гг в бюджет не поступили средства за выданные документы на груз в размере 9,2 млн. грн., чем государству причинен ущерб на указанную сумму и вызвало тяжелые последствия. Мы считаем такое суждение  профессионально необоснованным и не отвечающим требованиям международных морских стандартов на перевозку грузов. Полагаем, что попытка дискредитации авторитетных должностных лиц Департамента безопасности и Аппарата Министерства инфраструктуры, возглавивших одно из важнейших государственных дел в морской отрасли, а именно – обеспечение грузовой безопасности судоходства  при помощи действующих специализированных организаций– является неправомерной и несправедливой.

Очевидна попытка захвата рынка транспортных услуг, на котором сегодня действуют хозрасчетные организации в интересах одной вновь создаваемой бюджетной организации.

Попытка сломать существующую систему обеспечения грузовой составляющей безопасности судоходства чревата непрогнозируемыми последствиями для Украины, так как перечень работающих организаций является зафиксированным в большинстве мировых судоходных компаний, страховых компаний и грузополучателей. Они на практике морских перевозок убедились в надежности информации о грузе, получаемой от нас капитанами судов.

Попытка введения на рынок транспортных услуг одной бюджетной организации заведомо нарушит существующий порядок, создаст монополию, что противоречит Антимонопольному законодательству, т.к. резко повысит стоимость оказываемых услуг и не решит проблему пополнения госбюджета за счет введения нового побора в портах.

Анализ показывает, что соотношение: доходы-расходы специализированных организаций в виде ФЗП, отчислений в госбюджет, оплаты аренды помещений, содержания лабораторий с регулярными платными метрологическими поверками и пополнением оборудования, Аттестацией Госпортебстандартом Украины, закупка компьютеров и программного обеспечения, оргтехники и много другого хозяйственного имущества – оставляет в распоряжении организации годовую прибыль в размере 2-3 тыс. гривен.

Во сколько же раз в этом случае нужно поднять стоимость подготовки информации на груз на двух языках ИМО, чтобы не только удовлетворить собственные нужды, но еще и пополнить госбюджет. Ответ получается простым умножением существующей прибыли как минимум в сто раз, чтобы государство получило годовые отчисления в госбюджет от одной организации в сумме 200-300 тыс. гривен. Любой национальный грузовладелец, экспортирующий из портов зерно, удобрение, масло, руду, уголь, металлы и другие грузы категорически возразит против этих нововведений, а транзитные грузы просто обойдут украинские порты стороной.

Выражаем надежду, что здравый смысл Генерального органа надзора за хозяйственной деятельностью в портах и безопасностью судоходства, в условиях принятого Закона о портах, будет применяться не к одному субъекту бюджетной сферы, а ко всей системе и структуре экспертных (сюрвейерных) организаций негосударственной формы собственности.

 

СПРАВКА

По сведениям «Морских бизнес-новостей Украины» Кабмин удешевит админуслуги на перемещение зерна. Как сообщает Минагрополитики, еще 21 ноября на заседании Правительства было принято постановление, предусматривающее удешевление административных услуг, которые предоставляются всем субъектам хозяйствования, осуществляющим перемещение зерна.

Так, до 30 июня 2014 года будет на 50% уменьшена стоимость получения фитосанитарного сертификата на реэкспорт при перемещении зерна и продуктов его переработки.

Категория: Новости | Добавил: ЦГБ (14.01.2014)
Просмотров: 1088

© ЧАО "Центральное грузовое бюро" 2024