Ход МИУ, по
всей видимости, является попыткой сгладить растущее возмущение экспедиторов и
перевозчиков неэффективной работой контрольных служб в портах страны. В первую
очередь под критику попали порты большой Одессы — Одесский морской торговый,
Ильичевский морской торговый и Ильичевский морской рыбный порты. Скорее всего,
на подходе и порт Южный
Незадолго до
того, как министерство распространило информацию о создании рабочей группы, 11
октября состоялось расширенное заседание совместной рабочей группы Украинского
союза промышленников и предпринимателей (УСПП) и Государственной таможенной
службы (ГТСУ) по решению спорных вопросов о ситуации с контейнерами в
украинских портах. О встрече не говорили вслух, но источники «і» сообщили, что
критика в адрес ГТСУ превзошла все пределы, возможные в форматах подобных
встреч.
Изначально
планировалось, что речь пойдет о рассмотрении подготовленных Экономическим
советом УСПП законодательных инициатив по Таможенному кодексу Украины, который
12 октября рассматривается в Верховной Раде. Тем не менее более тридцати
присутствующих, из которых 12 человек представляли ГТСУ, ушли далеко за рамки
оговоренного протокола.
Началось все
с того, что все, кроме таможенников, сошлись на том, что ныне существующий
порядок досмотра и пропуска контейнеров никого не устраивает. В первую очередь
присутствующих предпринимателей интересовал вопрос о согласованности и
распорядке проведения проверок таможенными органами, об определении таможенной
стоимости импортных грузов и о том, почему в портах не исполняется
постановление Кабмина №320 от 2 апреля 2009 г. «Об утверждении Порядка перемещения товаров
в пунктах пропуска через государственную границу, которые размещены на
территории морских портов Украины, во время контейнерных перевозок в прямом
смешанном сообщении».
Тем временем
факты говорят о практической катастрофе с контейнерами в указанных портах. По
имеющейся информации, по состоянию на 11 октября, в том же ИМТП более шести
суток простаивало 117 контейнеровозов. Причем таможня проверила все документы,
завизировала наряды, тем самым она дала разрешение на заезд и загрузку
автомобилей контейнерами. Тем не менее на выезд машин таможня разрешений не
дает, причин не называет, карточки отказа у водителей нет. В это же время в
ОМТП стояло 128 контейнеровозов. По информации «і», среднее время оформления с
момента погрузки контейнера на борт составляло более 12 часов при норме два
часа. Общее количество мест для парковки в ОМТП — 127. При заявленных портом 70
тыс. мест хранения контейнеров на территории находились 4237 единиц, еще 1652
находились на кораблях.
Перевозчики
сетуют и на то, что почти все контейнеры подлежат досмотру, отделения таможни в
портах по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил работают только
с 9.00 до 18.00 и только в рабочие дни, рентген-установки — только в светлое
время суток, санитарно-эпидемиологические и экологические службы — с 8.00 до
20.00 и тоже только в рабочие дни. При этом в счет не идут требуемые сверх
утвержденных законодательством, но необходимые таможне документы.
Пока что
известно, что средняя стоимость оформления через аккредитованные в портах уполномоченные
коммерческие структуры одного контейнера перевозчиком-экспедитором составляет
не менее $150. При этом за экстренную растаможку с перевозчиков могут
потребовать в частном порядке до $1000.
По нашей
информации, в РМТП и Ильичевске ежесуточно простаивает не менее 300
контейнеровозов. Перевозчики утверждают, что ежедневные потери бюджета за
простои составляют не менее миллиона гривень. Свои собственные потери из-за
простоев в портах перевозчики оценивают в $13,5 тыс. в сутки. За использование
контейнеров как оборотной тары потери составляют $60 тыс. в сутки.
Источник: http://state.eizvestia.com |