Поиск путей восстановления
экономики привел украинскую власть к идее, от которой она отказалась восемь лет
назад. В стране могут возродиться т.н. свободные экономические зоны, ключевыми
звеньями которых являются производственные предприятия и объекты транспортной
инфраструктуры.
В Одессе состоялось
представительное заседание в формате "круглого стола", участники
которого единодушно пришли к выводу о необходимости возрождения в Украине
специальных (свободных) экономических зон (СЭЗ). Организатором мероприятия
выступил Одесский морской торговый порт (ОМТП). В ходе обсуждений были
представлены соответствующие предложения по поводу возрождения СЭЗ,
подготовленные Национальным институтом стратегических исследований.
Собственно, речь идет не
совсем о возрождении СЭЗ, так как формально они существуют и сегодня.
Заинтересованные стороны говорят о необходимости возврата специальным зонам
льгот по налоговым, валютно-финансовым и прочим операциям – льгот, которые
собственно, и являлись "солью" данного вопроса. Они были отменены
правительством в 2005 году. Одесский порт не случайно высказался за возврат
"спецзонам" всех присущих им атрибутов: именно на территории этой
гавани в 1998 году была создана СЭЗ "Порто-Франко", благодаря
которой, по мнению начальника ОМТП Юрия Васькова¸ бизнес в свое время поверил в
реальную возможность инвестировать в украинские порты.
История вопроса В
1998-2000 годах в Украине, в основном, в приграничных регионах, были созданы 11
СЭЗ и 9 ТПР (территорий приоритетного развития) – "Порто-Франко" и
"Рени" в Одесской области, "Яворов" и "Курортополис
Трускавец" в Львовской, "Донецк" и "Азов" в Донецком
регионе и т.д. В них вводился специальный правовой режим хозяйственной
деятельности, а именно – льготные таможенные, налоговые, валютно-финансовые и
прочие условия предпринимательства для отечественных и иностранных инвесторов.
С одной стороны,
результаты их деятельности говорят о положительном эффекте для экономики и
инвестиционной привлекательности Украины и ее регионов. Так, по данным
Института региональных исследований НАН Украины, к началу 2005 года в СЭЗ и ТПР
за время их работы были утверждены 768 инвестиционных проектов на 6,67 млрд
долларов, создано 52,1 тыс. и сохранено 85,5 тыс. рабочих мест, было
реализовано товаров и услуг более чем на 45,4 млрд грн. С другой стороны –
противники СЭЗ в коридорах власти говорили о том, что "спецзоны" не
оправдали ожиданий. Например, изначально планировалось, что к тому моменту
объем привлеченных инвестиций превысит 17 млрд долларов, а количество созданных
рабочих мест достигнет 387 тыс. В конце концов, правительство Юлии Тимошенко
отменило льготный режим работы всех СЭЗ и ТПР, заявив, что данные территории
используются, преимущественно, для беспошлинного ввоза товаров в Украину. Также
был введен мораторий на утверждение новых проектов в рамках СЭЗ и ТПР.
Мнение Одессы Впрочем,
сегодня украинская власть смотрит на этот вопрос по-иному. В сентябре минувшего
года Президент Виктор Янукович дал поручение Минэкономразвития изучить вопрос о
целесообразности возобновления работы СЭЗ, учитывая кризисный период в
экономике. Депутаты Верховной Рады, со своей стороны, взялись за законопроект
"О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики
Украины с целью создания новых рабочих мест", который косвенно разрешает
создание "спецзон".
Учитывая
"тренд", Одесский порт, при помощи Национального института
стратегических исследований (НИСИ) разработал предварительные предложения по
возрождению СЭЗ в Украине – и публично заявил о необходимости вернуть льготы
"спецзонам". ОМТП и НИСИ уверены: посткризисное восстановление
экономики требует поиска новых инструментов повышения инвестиционной
привлекательности – и СЭЗ являются таким инструментом.
Одесситы приводят пример
работы СЭЗ "Порто-Франко" на территории порта: к началу 2013 года в
ее рамках было привлечено инвестиций на сумму 59,5 млн долларов, реализовано
продукции на 1 млрд167,5 млн грн,
создано 476 рабочих мест (сохранено 219). Средняя зарплата на предприятиях,
реализующих инвестпроекты в "Порто-Франко", составляет 4669 грн, что
в 1,73 раза выше средней по Одесской области, а также в 1,54 раза выше средней
по Украине.
"Мы посетили все
порты Евросоюза и Черного моря, и могу сказать, что все успешные порты имеют
либо статус свободных, либо десятки и сотни гектаров территорий, работающих по
принципу СЭЗ… Понятно, что нынешние украинские СЭЗ должны быть адаптированы к
современным условиям. Например, сегодня бизнес интересуют не столько льготы по
налогам, сколько, например, упрощенный механизм регистрации или таможенное
оформление при отсутствии ввоза в Украину", – отмечает Юрий Васьков.
Региональная власть – по
крайней мере, в Южной Пальмире – принципиальных возражений портив работы СЭЗ не
имеет. "Тот объем средств, который государство первоначально недополучит
из-за льгот и налоговых послаблений, будет в краткосрочной перспективе
"перекрыт" отчислениями от налога на прибыль и прочих поступлений от
новых предприятий и инвестпроектов", – уверен замглавы Одесской
облгосадминистрации Александр Малин.
Все сделать правильно
Депутат Верховной Рады Сергей Гриневецкий (губернатор Одесской области в
1998-2005 годах, принимавший активное участие в открытии СЭЗ
"Порто-Франко" и "Рени") сетует, что "спецзоны"
были отменены по политическим мотивам – и если бы они существовали в разгар
экономического кризиса, то значительно смягчили бы его негативные проявления.
"Но для того, чтобы это работало сегодня, мы обязаны понимать, что регионы
должны иметь право утверждения инвестиционных проектов в СЭЗ. Эти зоны должны
быть самостоятельными и мобильными", – подчеркивает депутат.
Еще один участник
"тех событий" – почетный президент Одесского порта Николай Павлюк,
возглавлявший предприятия с 1985 года в течение двух десятилетий, –
предостерегает от излишней бюрократизации процесса регистрации и согласования.
"В свое время утверждая "Порто-Франко", мы несколько лет
согласовывали абсолютно понятный проект, который можно разобрать и согласовать
за несколько месяцев", – говорит он.
Участники одесского
"круглого стола", в итоге, заявили, что СЭЗ в Украине следует
возродить полномасштабно – с возвратом всех льготных условий и государственных
гарантий обеспечения интересов задействованного бизнеса. Также следует
пересмотреть методику налогообложения, сделав акцент на поддержке, в первую
очередь, инновационных, логистических и импортозамещающих проектов, а также
проектов, рассчитанных на привлечение транзитных грузопотоков.
Юрий Васьков, отмечая, что
СЭЗ "Порто-Франко" уже "тесно" в рамках территории
Карантинного мола ОМТП, внес предложение о её расширении: для этого порт просит
при предстоящем утверждении Генплана Одессы предусмотреть территорию для
развития специальной экономической зоны на т.н. "полях фильтрации" –
и "зарезервировать" ее за предприятием.
Нужно сказать, что вопрос
о работе в режиме специальных зон все чаще поднимается в странах, нуждающихся в
подъеме экономики. Например, правительство Греции в августе 2012 года также
заявило о перспективах создания нескольких СЭЗ. Подобные намерения высказывали
год назад и представители властей Черногории. В Молдове же, где уже не один год
действуют семь экономических "спецзон", министерство экономики
сообщило о росте притока инвестиций на 13% (до 155 млн долларов) за 9 месяцев
2012 года.
Что касается Украины, то
следующее слово – за Киевом, но судя по тому, как развивается ситуация, можно
предположить, что в ближайшем будущем отечественные СЭЗ получат новую жизнь, а
предприятия и бизнес – некоторую надежду на новые грузопотоки.