"У турков высокая стоимость
электроэнергии, дорогое топливо и значит, высокие затраты на производство
электростали. А в Украине дешевое сырье и дешевый прокат. Но сколько стоит
привезти из Украины в Турцию заготовку? $25-30 за одну тонну, - отметил он. - У
нас и у многих других турецких металлургических заводов есть собственные порты.
А доставка продукции, например, из Донецка до порта Мариуполя, стоит минимум
$15 плюс портовые затраты. Итого логистика обходится в $50-60. На этой разнице
турецкие производители могут сегодня конкурировать".
Кроме того, отметил топ-менеджер,
работая на местном рынке, предприятия могут обеспечить кратчайшие сроки
поставки продукции. "Мы находимся на юго-востоке Турции, но, например,
доставка проката морем от нас до Стамбула стоит менее $10 за одну тонну",
- сообщил он.
По словам А.Пархомчука,
MMK-Atakas интересуют и внешние рынки, которые являются нетто-импортерами.
"Сложилась парадоксальная ситуация: нам более выгодно продавать в Украину,
чем в Сирию, граница которой находится в 50 км от нашего предприятия", - отметил
он. Большинство ближневосточных потребителей заинтересованы в низкой цене, а
"качество их не интересует". Исключения: ОАЭ, Израиль, Ливан.
MMK-Atakas также интересует
европейский рынок. "Мы достаем практически все регионы, от Израиля, Италии
и Греции до Испании и Украины. И затраты на доставку - не более $30 на тонну. Более
того, мы уже сейчас поставляем продукцию в ЕС и Украину", - сообщил
А.Пархомчук.
По его мнению, на турецком рынке
всем места не хватит, в том числе украинским и российским металлургам. Но ниша
топовых продуктов, произведенных из стандартных марок стали, будет занята
местными предприятиями. Импортерам придется продавать более дешевый продукт и
конкурировать затратами или найти свою уникальную нишу. "Невозможно будет
просто продавать рулоны, так как рынок требует более глубокой степени переработки.
Необходимо инвестировать в перекатные мощности и сервисные центры, но я пока не
видел подобных анонсов от украинцев и россиян", - отметил он.
По словам топ-менеджера,
MMK-Atakas планирует закупать 10-15% в Турции, 60-70% в США и 20-30% от
потребности составит лом из России и Украины. "Ломообразование в Украине
скорее всего будет уменьшаться, но ценовая ситуация на этом рынке такова, что
можно закупать дополнительные объемы лома хорошего качества в США, - сообщил
он. - Кроме того, в нашей технологии возможно использовать чугунные слитки.
Сейчас мы договорились об их поставках с нашими соседями - Isdemir, в
перспективе рассматриваем возможность импорта чугуна из России и Украины".
По оценкам MMK-Atakas, с 2010 г. по 2015 г. в Турции будут
запущены новые прокатные и сталеплавильные предприятия общей годовой мощностью
до 15 млн. т плоского проката.
Источник: http://www.trans-port.com.ua |