«Укрзализныця»
вводит новый график движения пассажирских поездов с 27 мая 2012 г. Объем экспортных
перевозок вырос на 8,9%, импортных - на 17,8%. При этом внутренние перевозки
сократились на 5,8%, а транзит на 17,7%.
Сокращение
внутренних перевозок объясняется просто. Так только в марте, когда уже не было
проблем с погодой, использовался среднесуточный рабочий парк на 1100 вагонов
меньший, чем в 2011 г.
Соответственно показатель среднесуточной погрузки, определяющий, прежде всего,
экспортные и внутренние объемы перевозок, в марте удалось сохранить на уровне
прошлогоднего периода. Но в целом за первый квартал погрузка сократилась на
2,7% или на 26 тыс. т в сутки.
Как видим,
пока продолжаются политические игры вокруг реформы УЗ, и затягивается начало
программы закупки новых вагонов, промышленность просто не обеспечивается
необходимым количеством вагонов. И как уже не однократно отмечалось, самая
большая проблема связана с наиболее востребованным типом подвижного состава -
полувагонами. В настоящее время у железных дорог 58 тыс. таких вагонов. Сейчас
проводится обследование 6,5 тыс. - списывать или продлевать срок службы, а это
60-70% от стоимости нового вагона. Из остальных 52 тыс. половина используется с
продленным сроком службы. А в течение трех лет нормативный срок эксплуатации
закончится еще у 30 тыс. полувагонов.
Вместе с тем,
при желании и наличии политической воли, решить эту проблему не так уже и
сложно. Тем более, что при оптимальной потребности обновления парка вагонов
примерно в 50 тыс. ед., годовые производственные мощности украинских
вагоностроительных заводов составляют около 45 тыс. ед. Правда в последние
десять лет 90% их продукции экспортируется. В основном в РФ.
Иная ситуация
с транзитными перевозками, для которых проблема с вагонами не существует как
таковая. Основные страны происхождения транзитных грузопотоков - РФ и
Казахстан, в которых проблем с вагонами давно не существует.
Основную долю
в структуре транзита составляют нефть и нефтепродукты (34,3%), затем идут
каменный уголь (18,4%), руда железная и марганцевая (18,2%), черные металлы
(8,2%), химические и минеральные удобрения (7,9%), химикаты (5,2%), зерно и
продукты перемола (2,9%). Доля остальных грузов составляет 5%.
В основном
сокращение объемов перевозок произошло за счет таких грузов:
- нефть и
нефтепродукты (-1284,2 тыс. т или -23,7%);
- руда
железная и марганцевая (-496 тыс. т или -18,4%);
- химические и
минудобрения (-717,7 тыс. т или -43,1%);
- химикаты
(-288 тыс. т. или -31,4%).
Кроме сильных
морозов, причинами сокращения объемов транзита стали внешние факторы. К таковым
можно отнести прекращение перевозок нефти из Венесуэлы, объемы которой в I кв. прошлого года составили
274,7 тыс. т. Однако, основные причины, все таки следует искать в РФ.
Так например,
произошла переориентация грузопотока российского мазута на терминалы
Новороссийского порта. В порты Украины этот груз поступает по остаточному
принципу. Также на Новороссийск переориентировался грузопоток сахара.
Сократились
объемы перевозок с Лебединского ГОКа из-за переориентации поставок руды на
внутренний рынок РФ (для Магнитогорского меткомбината). На это повлияло
снижение мировых цен на руду, а также тот фактор, что китайские металлурги
предпочитают закупать более качественное, чем российское, сырье в Австралии,
Бразилии и Индии.
Еще одним
фактором является неопределенность в ценовой ситуации на калийные удобрения.
Поэтому на складах основных производителей образовался профицит продукции, а
«Уралкалий» и «Беларуськалий» планируют сократить производство в этом году на
11%, чтобы стимулировать рост цены на свою продукцию.
Кроме того,
снизился спрос и на фосфатные удобрения, из-за чего прекратилась перевозка серы
из РФ и Казахстана через Ильичевский МТП в Тунис и Марокко. Сократились и
объемы перевозки лесоматериалов из Беларуси из-за введения пошлин для
стимулирования обработки лесоматериалов внутри РБ.
Подобные вещи
происходят на внешних рынках происходят постоянно. Однако, отдельно стоит
привести пример сокращения транзита казахской нефти, а это почти 20% от всех
утраченных объемов. Из-за проверок контролирующих органов, Украина на «ровном
месте» потеряла 443,4 тыс. т нефти ООО «Тенгизшевройл» назначением на
Феодосийский порт. И это уже не первый случай, когда чрезмерная активность
«органов» наносит не только финансовый ущерб государству, но и невосполнимые
потери для имиджа «самого транзитного» государства Европы.
Источник: http://Анна Середенко |