Полгода назад в Ильичевском порту состоялась церемония запуска контейнерного поезда по Транскаспийскому маршруту. Пробный запуск показал ряд проблем, которые пришлось решать по ходу. Первой из них оказались паромы. Черноморский участок пути обслуживала болгарская компания БМФ. Вследствие этого, вагоны пошли не напрямую в Грузию, а сделали крюк в Варну. Затем возникли разногласия между участниками проекта по поводу тарифов. Несмотря на все перипетии, украинский поезд все же доехал до китайской границы. Описанные события произошли в январе. Что же изменилось с тех пор?
Сейчас ажиотаж вокруг Транскаспийского коридора немного утих. Однако определенная работа по налаживанию сообщения на маршруте продолжается. В мае Украина стала официальной участницей проекта. Также был решен вопрос тарифа на перевозку грузов. Стоимость доставки 40-футового контейнера (FEU) от станции Изов, на границе с Польшей, до станции Достык, на границе с КНР, была согласована на уровне 3980 долларов.
Помимо тарифов, Украине необходимо работать над привлечением грузов на маршрут. В этом направлении осуществляются попытки договориться с польской компанией PKP LHS, которая оперирует ширококолейной железной дорогой в Польше, и Centrala Zaopatrzenia Hutnictwa, владеющей двумя терминалами в Славкуве, где заканчивается широкая колея. Также в конце июля – начале августаАзербайджан планирует соединить Транскаспийский маршрут с контейнерным поездом "Викинг", следующим в Литву. Таким, образом, у транспортного коридора появится два ответвления, которые усилят его транзитную составляющую.
В обоих случаях речь идет о транспортных компаниях. Для функционирования маршрута необходимы грузовладельцы. "В первую очередь, необходимо искать, для кого этот маршрут может быть интересен, то есть налаживать нормальную клиентскую работу", – считает транспортный эксперт Александр Кава. Пока что о намерениях использовать маршрут заявлял только металлургический холдинг ArcelorMittal.
Дату запуска второго поезда не берутся прогнозировать ни эксперты, ни "Укрзализныця". "Второй рейс будет организован при наличии спроса на такие перевозки. ПАО "Укрзализныця" имеет возможность установить периодичность курсирования один раз в неделю при наличии грузопотока", – сообщили в национальной ж/д компании.
Паромный вопрос
Экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава считает, что запуск второго поезда будет зависеть от решения нескольких ключевых задач, в первую очередь, налаживания паромного сообщения в Черном море. "Маршрут имеет перспективу, если будет обеспечена регулярность перевозки грузов паромами в Черном море. В Каспийском море этот вопрос решен, паромы между Азербайджаном и Казахстаном курсируют регулярно", – утверждает эксперт. Действительно, с самого начала паромные линии в Черном море были "узким местом" Транскаспийского маршрута. В январе при запуске пробного поезда было найдено временное решение. Вагоны из Ильичевского порта в Батуми перевезли паромы болгарской компании БМФ. Болгарская компания ввиду собственной маршрутной сети вынуждена была сделать крюк в Варну.
Отметим, что в Украине есть компания "Укрферри", работающая на рынке паромных перевозок в Черном море с 1995 года. Но у частного перевозчика возникли разногласия с государством по поводу аренды двух ж/д паромов – "Герои Шипки" и "Герои Плевны". В результате, в сентябре прошлого года паромы были возвращены всобственность государства. Практически сразу после их передачи появилась информация, что их оператором будет "Укрзализныця". На момент запуска пробного поезда в январе этого года будущее паромов было неясным. Мы поинтересовались у национальной ж/д компании, как обстоят дела сейчас.
В "Укрзализныце" нам ответили, что паромы находятся в ведении филиала "ЦТС Лиски". Последний, в свою очередь, проводит работу по введению их в эксплуатацию и выпуску на черноморский отрезок Транскаспийского пути. В частности, в июне был проведен судов специалистами из норвежской компании Fiskerstrand и британской Rolls Royce. Кроме того, "ЦТС Лиски" объявил открытые торги на закупку услуг по техническому обслуживанию паромов, жидкостного топлива, масла для них и т.д. Так, договора на поставку масла и топлива для паромов уже заключены. Однако когда паромы смогут выйти на линию, в "Укрзализныце" не уточнили.
Относительно сотрудничества с "Укрферри", в национальной ж/д компании утверждают, что "филиал "ЦТС Лиски" имеет постоянные договорные отношения с "Укрферри", которые позволяют обеспечить осуществление перевозок в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута".
Конкурентные маршруты
Однако проблема с паромами – не единственная, от которой зависит запуск регулярного движения на Транскаспийском маршруте. Серьезной преградой для развития нового пути могут стать конкурирующие маршруты. Об этом факторе Украине не стоит забывать. Успехи конкурентов могут отсрочить запуск нового поезда в Китай, а то и вовсе свести маршрут на нет.
С точки зрения конкуренции, основной угрозой для Транскаспийского коридора является традиционный маршрут, идущий через Казахстан – Россию – Беларусь – Польшу. Пока что Китай отдает предпочтение именно этому направлению. Подтверждением тому служат два новых поезда, запущенные в мае-июне этого года. Так, в конце мая из Синьцзян-Уйгурского автономного района был отправлен контейнерный поезд в немецкий Дуйсбург. Затем Китай сформировала новый поезд в направлении Польши.
Кроме традиционного пути из Китая в Европу, эксперты называют сразу несколько возможных вариантов. "Ключевым конкурентом может быть маршрут через Турцию. Также возможен путь в обход Казахстана, через Киргизстан – Таджикистан – Узбекистан – Туркменистан. Последний вариант требует согласования тарифов между государствами-участниками. К тому же, инфраструктура на этом маршруте еще не готова. Есть еще одна альтернатива – это Севморпуть. Сейчас Россия прилагает очень много усилий, чтобы наладить по этому маршруту перевозку грузов из Китая в Европу", – отмечает экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава.
Рассмотрим несколько вариантов детальнее. Основную альтернативу новому пути может составить Турция. Речь идет о железной дороге Баку – Тбилиси – Карс протяженностью 826 км, которая соединит азербайджанский порт на Каспийском море с ж/д сетью Турции и стамбульскими портами. Проект предполагает строительство 105-километрового участка, который соединит Грузию и Турцию, а также модернизацию действующих путей. Реализация стартовала еще в 2007 году, однако вследствие конфликта в Южной Осетии сроки завершения работ были отодвинуты с 2010 на 2015 год. Летом прошлого года строительство участка было завершено. Сейчас ведется реконструкция действующих путей. Страны-участницы проект планируют начать перевозки на маршруте уже в конце этого года либо начале следующего. Запуск магистрали Баку – Тбилиси – Карс позволит перевозить до 17 млн тонн грузов в год. Это полностью сухопутный путь, не требующий привлечения паромов. Слабым местом проекта можно назвать пункт перевода поездов с широкой на европейскую колею в Ахалкалаки.
Конкуренцию Украине в Транскаспийском коридоре могут составить и наши соседи – Румыния и Молдова. Так, в апреле Азербайджан, Грузия, Румыния и Молдова подписали меморандум о развитии транзитных перевозок в Черном море по маршруту Азия – Европа. Особо в этом маршруте заинтересована Румыния, которая может обеспечить более прямой путь из Поти/Батуми в Констанцу и далее в страны ЕС. Эту идею подхватила Молдова, которая предложила наладить коридор Иран – Азербайджан – Грузия – Черное море – Румыния – Молдова – ЕС. Для этого маршрута можно создать ответвление в Китай. В обоих случаях предлагаемые варианты ставят под удары морские порты Украины. Предложение Молдовы может усугубить и без того непростое положение украинских портов на Дунае, особенно Рени.
Источник: http://cfts.org.ua/articles/problem_ne_schest_nachnet_li_ukraina_regulyarnye_perevozki_po_transkaspiyskomu_marshrutu_108 |