Когда в
рабочую группу по совершенствованию работы ассоциации «Укрпорт» пришел ректор
Института морехозяйства и предпринимательства Александр Яценко, он предложил
по-новому осмыслить роль «Укрпорта» в условиях изменений законодательства о
портах и портовой деятельности.
Де-факто
портовый сектор Украины уже не является чисто государственным. Значительные
объемы грузопереработки и других видов услуг выполняются частными предприятиями.
Пришло ли время дополнить традиционную вертикаль государственного управления
горизонталью профессиональной ассоциации с другими формами, методами влияния на
процессы и результаты оказания различных транспортных услуг в портах - вот
главная тема разговора.
- Александр
Владимирович, ваш институт стал членом ассоциации «Укрпорт» совсем недавно. С
чем вы пришли в ассоциацию и чего ждете от участия в ее деятельности?
- Заявление о
вступлении в ассоциацию мы подали еще в прошлом году, чтобы иметь возможность
находиться внутри предстоящих процессов преобразования управления портовым
хозяйством и содействовать решению возникающих при этом проблем. Обучение,
консультирование специалистов предприятий портового хозяйства, обобщение их
передового опыта, изучение мировых достижений в области портового менеджмента и
внедрение их в практику деятельности украинских портов - в этом мы видим наше
участие.
Сегодня, с
учетом новых положений закона о портах, предстоит ряд серьезных трансформаций
по разъединению функций государственного управления и регулирования портовой
деятельности и функций коммерческого обслуживания клиентуры: грузовладельцев,
судовладельцев, пассажиров и других клиентов. В ходе этого процесса предстоит
создание на базе портов различных сервисных предприятий негосударственной формы
собственности: стивидорных компаний, компаний по обслуживанию портовых
технических средств, оборудования, причалов и других ресурсов.
- Вы считаете,
что предстоящий процесс реструктуризации портов может изменить роль и место в
отрасли ассоциации «Укрпорт»?
- Да,
безусловно. Горизонтальные ассоциативные связи предприятий, оказывающих
одинаковые профессиональные услуги, помогут им гармонизировать свою
деятельность с потребностями клиентуры, лучше организовать управление ресурсами
и персоналом, эффективнее привлекать и использовать финансовые средства.
Ассоциация должна в этих условиях стать местом для обмена опытом инновационной
деятельности, выработки совместных предложений о законодательном регулировании
производства, социальном развитии трудовых коллективов, юридической защите
интересов и представительства в национальных и международных профессиональных
сообществах, соблюдении норм экологической защиты территории.
В свое время в
Институте повышения квалификации Минморфлота СССР, традиций которого мы
придерживаемся и стараемся развивать, в 1988 году была организована комплексная
деловая игра «Морской порт СССР-2000». В ходе этой игры были разработаны пути
модернизации жесткой вертикали управления и трансформации процессов производства.
Многие из предложенных тогда решений нашли свое место в устройстве портового
хозяйства в современных рыночных условиях. Это и стивидорные и экспедиторские
компании, это арендные предприятия и обособленные хозрасчетные структурные
подразделения и многое другое.
- Как
учитывается в ваших предложениях опыт работы аналогичных ассоциаций за рубежом?
- В ходе
деловых поездок, стажировок и учебных программ институт проанализировал
международный опыт деятельности различных ассоциаций портового хозяйства, таких
как:
-
Международная ассоциация портов и гаваней (IAPH);
- Европейская
ассоциация морских портов (ESPO);
- Российская
ассоциация портовых операторов (АСОП);
- Британская
международная ассоциация экспедиторов (BIFA)
и ряда других
ассоциаций регионального или узкопрофессионального значения.
Основные
задачи, которые решают эти ассоциации для своих участников, это, прежде всего:
-
представительство профессиональных интересов на региональном, национальном и
международном уровнях;
- продвижение
возможностей и услуг участников на рынках;
- развитие
свободной конкуренции;
- повышение
эффективности профессиональной деятельности;
- привлечение
инвестиций и инновационное развитие;
- разработка
профессиональных регламентов, правил и стандартов;
- развитие
профессиональной компетенции кадров;
-
урегулирование конфликтов и споров.
- Как Вы
представляете возможность применения зарубежного опыта в деятельности
ассоциации «Укрпорт»?
- «Укрпорту»
необходим новый подход к вопросам членства, составу и порядку работы профильных
комитетов, ориентация на насущные потребности участников портового хозяйства
независимо от их форм собственности и отраслевого подчинения, а также
ориентация на максимальное удовлетворение потребностей клиентуры, обслуживаемой
в портах. Важным аспектом деятельности ассоциации «Укрпорт» должна стать
организация сотрудничества с другими профессиональными ассоциациями морского
бизнеса, логистики, экспедирования.
Только на
условиях взаимовыгодности такого сотрудничества могут быть созданы прогрессивные
конкурентные логистические схемы доставки грузов, которые обеспечат всем
участникам достойное вознаграждение за их труд.
Время одиночек
в мировом товародвижении миновало. Согласованная коллективная работа - вот тот
современный стиль деятельности, который может быть внедрен в практику портового
хозяйства Украины усилиями обновленной ассоциации «Укрпорт», Так что перемены в
«Укрпорт» - just in time!
Инна Ищук,
Анатолий Венгрук
Справка
Александр
Яценко - ректор Института морехозяйства и предпринимательства.
Выпускник
Одесского института инженеров морского флота, к. т. н., член-корр. Украинской
академии наук. Десять лет проработал в Каспийском пароходстве. За создание
информационной системы управления флотом в 1980 году награжден серебряной
медалью ВДНХ СССР. Пять лет заведовал отраслевой лабораторией автоматизации
учета и анализа на морском транспорте, 25 лет занимается повышением
квалификации специалистов морехозяйства и предпринимательства.
Источник: http://Морские бизнес-новости Украины |