Министерство инфраструктуры и
Государственная администрация морского и речного транспорта передали на
согласование в органы исполнительной власти ряд нормативных актов, регулирующих
тарифную деятельность отечественных предприятий морского транспорта, в том
числе — и морских портов.
В частности, речь идет о новых
редакциях приказов Мининфраструктуры «Об утверждении сборов и платы за услуги,
предоставляемые судам зарубежного плавания в морских портах Украины» и «Об
утверждении Сборника тарифов на комплекс работ, связанных с обработкой грузов в
портах Украины», а также о новой редакции «Положения о портовых сборах».
Эти меры призваны повысить
конкурентоспособность отечественных портов на рынках портовых услуг,
усовершенствовать порядок начисления и взимания портовых (корабельного,
канального, маячного, причального, якорного, административного и санитарного)
сборов с судовладельцев, способствовать развитию отечественных грузообразующих
отраслей промышленности и привлечению дополнительных объемов грузов, что,
бесспорно, скажется на экономическом подъеме Украины.
Как стало известно «i», на протяжении прошлого
года Минтранссвязи и Укрморречфлот проводили консультации с портовиками и рядом
министерств и ведомств. Сейчас эти госструктуры рассматривают вышеуказанные
документы.
Предполагается, что новая
нормативная база заменит действующее с 2000 г. постановление Кабмина «О портовых
сборах», а также действующие с середины 90-х «Сборник тарифов на комплекс
работ, связанных с обработкой грузов в портах Украины» и «Сборы и плату за
услуги, предоставляемые судам зарубежного плавания в морских портах Украины».
Ожидается, что новая нормативная база вступит в силу в начале 2012 г.
По имеющейся информации, в ходе
подготовки документов возникли концептуальные разногласия между руководством
Мининфраструктуры и Укрморречфлотом, особенно в части степени свободы
руководства портов в определении скидок и надбавок к действующим тарифам на
обработку грузов. В результате в поданных в Кабмин документах отсутствует целый
ряд положений, предложенных Укрморречфлотом и должных расширить возможности
портовиков в вопросах осуществления финансовых расчетов с товаро- и
судовладельцами.
В частности, в новый сборник
тарифов не вошла предложенная ими норма о приведении ставок на переработку
транзитных грузов до уровня внешнеторговых. Также не прошло предложение о
предоставлении права руководителю порта устанавливать скидки на ставки на
переработку транзитных грузов в размере до 30%. В предложенной к утверждению
редакции речь идет только о 15%.
Еще хуже ситуация с
либерализацией тарифных ставок в морских торговых портах: по ним предложения от
портовиков поступили, но не были учтены в окончательной редакции, направленной
в Кабмин. Аргументы — либерализация ухудшит конкурентоспособность
государственных портов по сравнению с частными и иностранными. Портовики
сомневаются в состоятельности подобных аргументов.
Одним из важнейших нововведений
является проведение перерасчета ставок сборов при их взимании с существующей
(модуль судна) на валовую вместимость судна (1 GT). По мнению разработчиков, это не
только приблизит украинское транспортное законодательство к европейскому, но
позволит четче определять сумму сборов.
Дело в том, что соотношение
условного модуля судна и валовой вместимости различается в зависимости от типа
и специализации судна, предложена дифференциация ставок портовых сборов путем
разработанных коэффициентов, поясняют авторы нормативки. Более того,
разработчики предлагают ввести порядок округления ставок портовых сборов при
применении к ним коэффициентов дифференциации.
Опрошенные портовики и стивидоры
пока не комментируют, насколько эффективным будет подобное нововведение. Более
того, они выражают сомнения в прогнозных оценках о том, что нововведение
позволит сберечь общий уровень сборов, а значит, доходов и обязательных
отчислений в бюджет со стороны подведомственных предприятий, уровень которых
ежегодно определяется в их финансовых планах.
Предполагается также снизить
скидки при взимании сбора с судов, которые за один рейс последовательно заходят
в несколько портов Украины. По мнению разработчиков, существующий размер скидки
не принес ожидаемых результатов, поскольку не привел к увеличению
привлекательности отечественных портов для судовладельцев.
В проекте предусматривается, что
такие суда будут оплачивать корабельный сбор в размере 100%, с 50%-ной скидкой
от базовой ставки при каждом следующем судозаходе. Фактически этим
аргументируется ликвидация льгот для судов загранплавания с условным объемом
менее 10 тыс. куб. м (2850 GT).
Эти меры соотносятся со снижением ставок корабельного сбора (в среднем на 6,7
%) почти для всех портов. Исключение составили Белгород-Днестровский,
Измаильский, Ренийский и Скадовский порты, где ставки были оставлены на прежнем
уровне в связи со значительным дефицитом средств на содержание инфраструктуры.
Предполагается введение льготы на
канальный сбор для крупнотоннажных судов по каналам, за исключением
Керчь-Еникальского. Интересно разработчики подошли к взиманию административного
сбора с судов, заходящих для грузовых операций последовательно в два и больше
портов. Схема та же — 100% ставки в первом порту и 50% — в последующих. Правда,
при этом сами ставки админсборов увеличат в 1,9 раза.
В целом же говорить о новой
структуре финансовых отношений портовиков (государства) с судо- и грузовладельцами
сложно, так как сама схема практически публично не обсуждалась и не исключено,
что предложения будут существенно подкорректированы еще до момента рассмотрения
в Кабмине.
Сейчас портовые сборы
регулируются постановлением Кабмина №1544 от 12 октября 2000 г. (корректировалось 13
раз, последний раз — в январе этого года). Документ предусматривает взимание
семи видов сборов: корабельный, канальный, маячный, причальный, якорный,
административный и санитарный. Ставки всех видов сборов взимаются за каждый
кубометр объема судна и существенно отличаются для зарубежного и каботажного
плавания. Кроме того, ставки для корабельного, канального и санитарного сборов
установлены индивидуально для разных портов.
Источник: http://Экономические известия, №55 (1515) |