После роста перевалки почти на 20% в 2019 году, 2020 год порты закончили хоть и с небольшой, но все же отрицательной динамикой - минус 0,5% к 2019 году. Зерновые грузы, составляющие основу грузооборота украинских портов, в 2020 году значительно сократились из-за низкой урожайности. Вместе с тем, нивелировать падение удалось благодаря росту перевалки ЖРС, на которой сказалась благоприятная конъюнктура на внешних рынках.
Какими еще трендами в портах запомнится 2020 год?
Экспорт - плюс
По итогам 2020 года морские порты потеряли полпроцента грузооборота по сравнению с показателями 2019 года. По данным аналитиков ЦТС, объем перевалки составил 159,1 млн т грузов. Падение хоть и небольшое, но все равно это минус. В последние три года порты показывали положительную динамику. Так, в 2017 году рост составил 0,6% к предыдущему году, в 2018 - 1,8%, 2019 - 18,5%. Именно 2019 год был рекордным, как по динамике роста, так и по показателям объемов перевалки за последние восемь лет. Тогда терминалы обработали 160 млн т грузов. В большей степени такого значительного роста удалось достичь благодаря рекордному урожаю зерновых в тот год.
Прошлый год хоть и закончился с отрицательными показатели по общему объему грузов, были и позитивные тенденции. В частности, экспорт вырос на 1,7% до 123 млн т и составил 77% в общей структуре грузооборота. На 12,2% до 2,4 млн т вырос каботаж. Правда, его доля очень небольшая - всего 1,5%. Остальные виды перевалки сократились. Так, перевалка импортных грузов уменьшилась на 8,4% до 23,7 млн т, транзитных - на 8,8% до 10,1 млн т.
Как изменить негативную динамику перевалки и вернуться в зону роста? Ответ на этот вопрос в значительной мере будет зависеть от решения проблемы завышенных портовых сборов, о которой неоднократно заявлял бизнес. Власть увязывает этот вопрос с принятием новой методики расчета портовых сборов, но пока это больше путь в никуда и способ бюрократического затягивания процесса, чем реальный вариант решения проблемы. Более эффективным вариантом выглядит политическое решение о снижении портовых сборов на 20% - этот вариант уже доказал свою эффективность и стимулировал рост грузопотока в прежние годы. При этом, участники рынка понимают, что снижение сборов - это не панацея, и отрасли давно нужна качественная работа АМПУ в части целевого использования средств и снижения уровня отчислений дивидендов АМПУ в госбюджет.
Нивелировать падение
В общей структуре грузооборота портов зерновые грузы уже который год занимают лидирующую позицию. В 2020 году их доля составила 29,7%. При этом объем перевалки зерновых сократился на 12,2% до 47,3 млн т. Такие показатели обусловлены более низким урожаем по сравнению с 2019 годом. На втором месте - руда, которая занимает 27,9% в общем объеме. Благодаря хорошей конъюнктуре на внешних рынках перевалка ЖРС увеличилась на 18,8% до 44,3 млн т. "От пандемии сильно пострадал один из основных производителей сырья - Бразилия. Это привело к росту цен на ЖРС, что позволило нашим предприятиям нарастить объемы экспорта", - отмечал ранее Александр Каленков, президент "Укрметаллургпрома". Именно благодаря росту перевалки руды, удалось нивелировать падение зерновых, что по итогам года незначительно сказалось на общих показателях перевалки.
Значительный рост по итогу года также показали черные металлы - всеми терминалами было перевалено 16,7 млн т, что на 8,8% больше, чем в 2019 году. Перевалка контейнеров увеличилась на 0,6% до 12,8 млн т, растительного масла - на 6,8% до 6,2 млн т.
Лидеры отрасли
В пятерку крупнейших портов по грузообороту традиционной входят - Пивденный, Николаев, Черноморск, Одесса и Мариуполь. В общей сложности их грузооборот составляет 91,8% от всего объема, который переваливается в портах. Порт Пивденный по итогам года увеличил перевалку на 14,5% до 61,7 млн т, Мариупольский - на 8,4% до 7 млн т. Остальные порты сработали с негативной динамикой. Так, Николаевский порт сократил показатели на 9,9% до 30,1 млн т, Черноморский - на 8,7% до 23,9 млн т, Одесский - на 7,8% до 23,4 млн т.
В топ-пятерку государственных стивидорных компаний по итогу года попали МТП Южный, Мариупольский МТП, МТП Черноморск, Измаильский МТП и СК Ольвия. Среди частных, лидерами стали - ТИС,"ТрансБалкТерминал", Ника-Тера, Бруклин-Киев, Николаевский глиноземный завод. Частные стивидоры уже давно показали свою эффективность по сравнению с государственными. И показателем тут является именно объем переваленного груза. Если в 2020 году пятерка крупнейших государственных стивидорных компаний перевала 33,6 млн т грузов, то показатели частников почти вдвое больше - 58,8 млн т. Первое место среди государственных компаний занимает МТП Южный, оборот которого в 2020 году составил 18,8 млн т, что на 24% больше, чем в 2019 году. Рост произошел благодаря увеличению экспорта руды и черных металлов. Лидером среди частников остается группа терминалов ТИС, которая смогла обработать 32,5 млн т, что на 4,8% больше, чем годом ранее. (Это, если верить оперативной статистике АМПУ. Сам же ТИС называет другие цифры - 36,67 млн т и +10,6% г/г). Лидером роста стал ТрансБалкТерминал, который в 2020 году увеличил грузооборот на 51,8% до 7,8 млн т.
Новые грузы
В августе прошлого года в порт Черноморск зашел танкер с нетрадиционным импортным грузом для Украины - битумом. Пилотную морскую поставку осуществил известный на рынке битумов игрок - "Кантарелл Украина". Автодорожные компании, которые принимают активное участие в правительственной программе "Большая стройка", испытывают острую нехватку материалов, а потому пытаются диверсифицировать поставки. Так, генеральный директор компании "Автомагистраль-Юг" Николай Тимофеев в интервью ЦТС информировал, что их компания получает битум водным транспортом из Италии, Греции и Турции. "Мы инициировали поставку битума танкерами. Конечно, с морскими поставками есть своя специфика работы. Танкер должен быть разгружен в течение двух-трех суток, так как битум приходит горячим и сразу готовым к работе. Поэтому такой большой объем нужно сразу же развести на производственные базы", - отмечал он.
Кроме того, в портах существенно вырос импорт цемента. Так, в прошлом году объем увеличился до 19,2 тыс. т, что в 6,6 раз больше, чем годом ранее. Так же вырос импорт цемента в таре - в 5,7 раз до 667 тыс. т. Поставки осуществлялись в порты Белгород-Днестровский, Измаильский и Мариупольский.
Еще одним пока нетрадиционным грузом были комплекты для ветрогенераторов, строящихся ВЭС. Украинские порты принимали такие грузы и раньше, но в 2020 году впервые с таким грузом стал работать крупнейший госстивидор МТП Южный. Также конструкции ветроэнергетических установок стал перегружать порт Рени.
Деньги любят порты?
Несмотря на кризис прошлого года, в портовой отрасли он ознаменовался закрытием нескольких крупных сделок. Так, были, наконец, отобраны победители концессионных конкурсов в портах Херсон и Ольвия. Ними стали "Рисоил-Херсон" (консорциум "Петро Ойл энд Кемикалс" и AT RISOIL, Грузия, Швейцария) и катарская компания QTerminals. Кроме того, совладельцем Контейнерного терминала ТИС стал один из крупнейших глобальных портовых операторов DP World.
Интерес со стороны инвесторов, в том числе крупных зарубежных компаний, говорит о том, что украинские порты являются выгодными активами. А значит, в ближайшее время мы можем увидеть новых игроков на рынке. И именно они в дальнейшем будут формировать грузооборот портов. Тем более, что государство, в лице Министерства инфраструктуры, взяло курс на разгосударствление активов - на очереди концессии Черноморской
Источник: https://cfts.org.ua/articles/perevalka_gruzov_v_portakh_v_2020_godu_top_5_trendov_1767/121629 |