Коксу не рады: Украина собирается ввести ограничения на импорт угля
Установление квот на ввоз
коксующихся углей приведет к уменьшению объема зарубежных поставок этого вида
сырья на 30% или на 2 млн. тонн и сокращению объемов грузопотоков из России,
США и Казахстана. В плюсе окажутся шахты – в минусе металлурги и порты.
13 марта Кабинет министров
Украины одобрил проект постановления «Об утверждении перечня товаров, экспорт и
импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2013 год». Этот документ был
подготовлен Министерством энергетики и угольной промышленности Украины и
предполагает установление квоты на ввоз коксующихся углей в размере 10,2 млн.
тонн, в том числе 2,5 млн. тонн – специально для использования на установках по
вдуванию пылеугольного топлива (ПУТ).
Главной причиной данной
инициативы Минэнергоугля стал критичный профицит угольной продукции на
внутреннем рынке Украины, который возник в 2012 году и может увеличиться в
ближайшие годы. Первоначально министерство настаивало на ограничении импорта этого
вида сырья до 7,7 млн. тонн, что привело бы к сокращению его поставок в страну
примерно в два раза. Однако впоследствии правительство, учитывая нужды
отечественной металлургии, пошло на увеличение размера квоты и, соответственно,
на уменьшение ввоза коксующегося угля примерно на 30%.
«Мы действуем в интересах
национального производителя и, прежде всего, государственных шахт», – заявил
министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий. Однако
при этом на другой чаше весов остаются интересы отечественных металлургов. И,
вероятно, именно потому, что оптимальную формулу баланса интересов тех и других
до сих пор найти не удалось, пока проект данного постановления так и остается
проектом.
Номинальный дефицит
Напомним, что за время независимости объем импорта коксующихся углей в Украину
увеличился почти в 2 раза, и год от года темп его роста постоянно ускорялся.
Так, по данным Минэнергоугля в 2010 году объем ввоза этого вида сырья составил
9,1 млн. тонн, в 2011 – 10,7 млн. тонн, а в 2012 — более 12 млн. тонн. А по
оценкам компании «Металл-Эксперт» доля импортного угля в общем объеме сырья,
используемого украинскими коксохимическими заводами, в 2010 году составила 34%,
а в 2012 – 42%.
Следует подчеркнуть, что в
прошлом году общий объем добычи коксующихся углей в Украине составил 24,9 млн.
тонн. При этом, как отмечают специалисты ГП «Укрпромвнешэкспертиза», объем
дефицита этого вида сырья в стране достиг 41,2% от общей потребности
металлургов или – 10,5 млн. тонн, которые и были ввезены из-за рубежа. В свою
очередь представители Министерства доходов и сборов Украины констатируют, что
объем импорта коксующихся углей в Украину в минувшем году составил 11,3 млн.
тонн. Из чего следует, что в прошлом году на украинском рынке оказалось
35,4-36,2 млн. тонн этого вида сырья.
Однако в последние годы
общий объем его потребления украинской металлургией колеблется в пределах 25-27
млн. тонн в год. «В 2012 году КХЗ страны использовали 26,3 млн. тонн
коксующихся углей, из которых лишь 15 млн. тонн – сырье отечественной добычи.
Таким образом, объем местной угледобычи превысил объем внутреннего потребления
на 9,8 млн. тонн», – уточняет старший аналитик ИГ «АРТ-КАПИТАЛ» Дмитрий Ленда.
То есть, по сути, объем добычи коксующихся углей в Украине примерно равен объему
их использования. И, тем не менее – металлурги и эксперты настаивают на факте
растущего дефицита.
Установление такой квоты
будет означать, что металлурги недополучат как минимум около 3 млн. тонн
импортного сырья
«Главная причина того, что
украинские коксующиеся угли не пользуется спросом у отечественных металлургов,
заключается в его низком качестве, определяемом высоким содержанием серы. То
есть, для сохранения рентабельности при производстве кокса они вынуждены
добавлять в шихту высококачественные импортные угли», – констатирует г-н Ленда.
«Наряду с этим, металлурги, для того чтобы прекратить использование дорогого
российского газа массово внедряют в доменном производстве технологию вдувания
ПУТ. Так, ее уже применяют на ММК им. Ильича, «Запорожстали», Алчевском МК, а,
кроме того – она находится в процессе внедрения на «Азовстали», Енакиевском МЗ,
«Arcelor Mittal-Кривой Рог» (АМКР) и ДМК им. Дзержинского. При этом для
производства ПУТ необходим кокс премиум-класса, который может быть получен лишь
из угля с содержанием серы менее 1%, тогда как в углях отечественной добычи оно
составляет 1,4-3%. Поэтому, для создания шихты оптимального качества украинский
уголь приходится смешивать с углем, содержание серы в котором не превышает
0,5%, ввозимом из России, Казахстана, США и других стран», – поясняет директор
по развитию АК Kreston GCG Андрей Попов.
Как бы то ни было, но
постоянный рост объема импорта коксующихся углей привел к тому, что в прошлом
году отечественный углепром из-за невозможности реализовать произведенную
продукцию оказался в крайне сложном положении. В результате при содействии
правительства угольщикам удалось договориться с металлургами о выкупе во втором
полугодии 2 млн. тонн угля у государственных шахт. Разумеется, это позволило
лишь на время устранить внешние проявления проблемы, однако уже в начале
нынешнего года она вновь дала о себе знать. Так, по данным Минэнергоугля,
только в течение января запасы коксующегося угля на складах отечественных шахт
увеличились на 23% и превысили 400 тыс. тонн.
Потребительская корзина На
сегодня крупнейшими потребителями зарубежного коксующегося угля являются группа
«Метинвест», которая по итогам 2012 году ввезла более 7 млн. тонн этого вида
сырья, что превысило 40% общего объема его импорта; корпорация «Индустриальный
союз Донбасса» (ИСД) – почти 3,5 млн. тонн или свыше 20%; и АМКР – чуть менее
2,5 млн. тонн или 15%. Кроме того, коксующийся уголь также ввозили предприятия
группы Evraz в объеме примерно 1 млн. тонн или 6,5%, а также группы
«Донецксталь» – около 0,2 млн. тонн или чуть более 1%. При этом поставки сырья
осуществлялись, в основном, из России, на долю которой приходится 70% их общего
объема, а также из США, Казахстана и Латвии. В частности, «Метинвест» и ИСД
импортировали уголь, в основном, как из России, так и из США, АМКР – из США, а
Evraz и Донецксталь – из России.
Разумеется, учитывая,
во-первых, планы по внедрению технологии вдувания ПУТ на большинстве
отечественных метпредприятий, а, во-вторых, неуклонное снижение качества
отечественных коксующихся углей, в нынешнем году и далее объемы импорта этого
вида сырья будут только увеличиваться. Что, соответственно, может только
усугублять сложившееся положение дел в украинском углепроме.
Так, по оценкам экспертов
«Укрпромвнешэкспертизы», в нынешнем году объем потребности отечественной
металлургии в привозных углях составит 11 млн. тонн. При этом согласно прогнозу
генерального директора ассоциации «Укркокс» Анатолия Старовойта, этот
показатель будет несколько выше – 10,5 млн. тонн для КХЗ и 1,8 млн. тонн для
установок по вдуванию ПУТ, то есть – 12,3 млн. тонн. А по предположению
генерального директора Федерации металлургов Украины Сергея Притоманова он
вообще достигнет, как минимум, 13 млн. тонн. Из этого следует, что в случае
ограничения объема импорта коксующегося угля до 10,2 млн. тонн, металлургам
придется покрыть недостающий объем привозного угля в размере 0,8-2,8 млн. тонн
путем закупок сырья на внутреннем рынке.
«Первоначально
предложенная Минэнергоугля квота в размере 7,7 млн. тонн была откровенно мала и
в любом случае поставила бы металлургов в крайне затруднительное положение.
Однако, учитывая, что вследствие спада в металлургии объем потребления кокса в
январе-феврале этого года сократился на 15% и в течение года вряд ли
существенно вырастет, квота в размере 10,2 млн. тонн может оказаться
более-менее приемлемой для металлургов», – допускает г-н Попов.
В свою очередь, г-н Ленда
придерживается иной точки зрения. «Установление такой квоты будет означать, что
металлурги недополучат как минимум около 3 млн. тонн импортного сырья и для
формирования шихты будут вынуждены использовать гораздо большее количество угля
отечественной добычи», – отмечает эксперт. А это, в свою очередь, может повлечь
за собой рост себестоимости производства 1 тонны кокса до 70-80%. Что,
разумеется, в период неблагоприятной конъюнктуры на мировых рынках
металлопродукции, было бы губительным для отечественной металлургии.
А потому, как считает г-н
Тополюк, здесь, скорее всего, будет достигнут некий компромисс. «Потребители
импортного угля могут пойти на уступки и вновь согласятся выкупить какой-то
объем украинской продукции в обмен на право ввезти нужное количество сырья с
низким содержанием серы», – предполагает он. Оно едва ли достигнет 5 млн. тонн,
как того, по неофициальным данным, желает угольное лобби, но, вероятно, будет
не ниже прошлогодних 2 млн. тонн.
Наряду с этим эксперты не
исключают, что, поскольку металлургического лобби также имеет значительный вес,
соответствующее постановление так и не будет принято. И тогда объем ввоза
коксующихся углей в Украину в этом году будет зависеть только от тренда на
внешних рынках металлопродукции и при благоприятных обстоятельствах вырастет на
1-2 млн. тонн.