После ухода Ю.Фуртатова с
должности начальника Измаильского порта «по согласию сторон» подобная мера явно
не помешает и в отношении начальника Ильичевского МТП.
В морских торговых портах Украины
сложилась любопытная ситуация. По итогам первого полугодия только три порта
показали рост грузопереработки: Николаевский - на 36,1%, Херсонский - 26,2% и
Ильичевский - 2,1%. Рост показали также Ялтинский и Усть-Дунайский порты, но их
показатели весьма скромны и почти не отражаются на объмах переработки в целом.
За полгода эти порты переработали столько же грузов (117 тыс. т) сколько один ОМТП может сделать
за сутки.
Подобной ситуации, когда 13 из 18
портов ухудшили показатели, не было с кризисного 2009 г. Но в связи с этим
особое внимание следует обратить на Ильичевский МТП. Если практически для всех
портов наихудшим за последние годы стал 2009 г., то для ИМТП наихудшим стал
2011 г. Судите сами: в 2008 г. объем переработки в порту составил - 18,9 млн.
т, в 2009 - 16,3 млн. т, в 2010 - 15,1 млн. т, в 2011 г. - 13,5 млн. т. То
есть, когда в 2010 г. украинские порты начали подниматься, Ильичевский порт
продолжил падение. И, сегодня, этот небольшой рост выглядит менее оптимистично,
чем даже снижение объемов в Одесском (-2,3%) или Южном портах (-3,3%).
Однако, феномен Ильичевского
порта не только в этом. Предприятие явно «зачищают» под закон о портах, который
вступит в силу в июне следующего года. То, что происходит в этом году в
Ильичевске, дает основания предполагать, что отрабатывается некая модель и
после вступления в силу закона, приватизация портовых объектов будет далека от
цивилизованных норм.
Итак, после того как в июле
прошлого года ИМТП возглавил Александр Григорашенко (протеже холдинга
«Портинвест») из порта был выдавлен практически весь бизнес, многие годы
обеспечивавший его грузопотоками. Практически монопольным посредником между
госпортом и клиентурой стал «Портинвест».
Происходит также сворачивание
совместной деятельности с частными инвесторами. Однако, при этом самый
скандальный договор последних лет с ЧП «Укртрансконтейнер» был восстановлен по
решению Хозсуда Одесской области «в связи со вновь открывшимися
обстоятельствами». И руководство порта даже не подало апелляцию. И вот
результат. В прошлом году за январь-июнь порт собственными силами обработал
133416 TEU. В этом году
- 22671 TEU, а
«Укртрансконтейнер», возобновивший работу с 16 февраля - 82566 TEU. Суммарно по итогам
полугодия - падение на 21% или на 28179 TEU. Опять же такое падение сопоставимо с обвалом конца 2008 г. и
первой половины 2009 г.
И вот ИМТП безропотно передает
УТК самый рентабельный терминал. Соответственно финансовые результаты
контейнерного терминала уже не отражаются в показателях порта. Финансовый план
предприятия не выполняется, ухудшаются все основные финансово-экономические
показатели. Как мы уже говорили объем грузопереработки вырос на 2,1%, но чистый
доход сократился на 16,5% или на 89 млн. грн. Не помогает даже экономия на
людях - за год число работников ИМТП сократилось на 1050 человек.
Более того, УТК, или как оно
стало называться с апреля 2012 г. - «Контейнерный терминал Ильичевск», кроме
четырех причалов планируется передать еще пять. Тем самым главные причалы порта
с первого по девятый - перейдут в управление до 2035 г. якобы российской
компании. Как уже неоднократно сообщали многие СМИ новых владельцев конйтерного
терминала стоит искать уже не в Москве, а в Донецке. Интересно, что
«Национальная контейнерная компания» (РФ), которой приписывают контроль над
КТИ, последний раз упоминала в сообщениях для СМИ о своей «дочке» в Ильичевске»
еще в мае и ни разу не опровергла информацию о своей уже символической
причастности к КТИ.
Непонятная лояльность к КТИ явно
диссонирует с общей политикой в отношении к инвесторам. О каких-то реальных
проектах давно ничего не слышно. Порт даже отказался от кредита ЕБРР в €26 млн.
Точнее, просит направить эти деньги на другие цели, но это означает фактический
отказ, поскольку необходима повторная процедура. Хотя госпредприятие уже
потеряло почти €1 млн., т.к. должно платить банку если кредитные средства не
используются.
И, теперь, даже не анализируя
финансовую отчетность порта, можно просто визуально определить, что у
предприятия большие проблемы. Ведь еще три-четыре года назад на рейде в
ожидании входа в порт постоянно находилось по 10-15 судов. В этом году нет не
то что очереди, а даже были дни, когда на всех причалах порта обслуживалось
только одно судно.
В середине июня три профсоюзные
организации ИМТП приняли совместное обращение к Борису Колесникову с
требованием о расторжении контракта с А.Григорашенко. Вскоре, профсоюзы ИМТП
получили ответ от первого заммистра МИУ Константина Ефименко. Оказывается,
А.Григорашенко не согласился с требованием профсоюзов и оспорил их в суде. А
посему, пока суд не примет решение МИУ уволить начальника ИМТП не может. Этот
бюрократический шедевр явно озадачивает, особенно если вспомнить, как меняли
руководителей морских госпредприятий за последние два года.
И это уже не первая отписка
замминистра на очередное обращение профсоюзов ИМТП. Однако, даже если
А.Григорашенко опротестовал требование профсоюзов в судах, то кто мешает
К.Ефименко ознакомиться с показателями ИМТП хотя бы на tbu.com.ua, а
затем посмотреть на условия контракта с начальником порта. И тут уж никакой
одесский суд не сможет изменить уровень чистого дохода, количество судозаходов
или продуктивность труда на одного работника.
|