ЧАО "Центральное грузовое бюро"
Форма входа
Категории раздела
Новости [61]
Аналитика [142]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчики

Главная » Статьи » Аналитика

Ильичевский МТП: иногда рост хуже падения


После ухода Ю.Фуртатова с должности начальника Измаильского порта «по согласию сторон» подобная мера явно не помешает и в отношении начальника Ильичевского МТП.

 В морских торговых портах Украины сложилась любопытная ситуация. По итогам первого полугодия только три порта показали рост грузопереработки: Николаевский - на 36,1%, Херсонский - 26,2% и Ильичевский - 2,1%. Рост показали также Ялтинский и Усть-Дунайский порты, но их показатели весьма скромны и почти не отражаются на объмах переработки в целом. За полгода эти порты переработали столько же грузов  (117 тыс. т) сколько один ОМТП может сделать за сутки.

 Подобной ситуации, когда 13 из 18 портов ухудшили показатели, не было с кризисного 2009 г. Но в связи с этим особое внимание следует обратить на Ильичевский МТП. Если практически для всех портов наихудшим за последние годы стал 2009 г., то для ИМТП наихудшим стал 2011 г. Судите сами: в 2008 г. объем переработки в порту составил - 18,9 млн. т, в 2009 - 16,3 млн. т, в 2010 - 15,1 млн. т, в 2011 г. - 13,5 млн. т. То есть, когда в 2010 г. украинские порты начали подниматься, Ильичевский порт продолжил падение. И, сегодня, этот небольшой рост выглядит менее оптимистично, чем даже снижение объемов в Одесском (-2,3%) или Южном портах (-3,3%).

 Однако, феномен Ильичевского порта не только в этом. Предприятие явно «зачищают» под закон о портах, который вступит в силу в июне следующего года. То, что происходит в этом году в Ильичевске, дает основания предполагать, что отрабатывается некая модель и после вступления в силу закона, приватизация портовых объектов будет далека от цивилизованных норм.

 Итак, после того как в июле прошлого года ИМТП возглавил Александр Григорашенко (протеже холдинга «Портинвест») из порта был выдавлен практически весь бизнес, многие годы обеспечивавший его грузопотоками. Практически монопольным посредником между госпортом и клиентурой стал «Портинвест».

 Происходит также сворачивание совместной деятельности с частными инвесторами. Однако, при этом самый скандальный договор последних лет с ЧП «Укртрансконтейнер» был восстановлен по решению Хозсуда Одесской области «в связи со вновь открывшимися обстоятельствами». И руководство порта даже не подало апелляцию. И вот результат. В прошлом году за январь-июнь порт собственными силами обработал 133416 TEU. В этом году - 22671 TEU, а «Укртрансконтейнер», возобновивший работу с 16 февраля - 82566 TEU. Суммарно по итогам полугодия - падение на 21% или на 28179 TEU. Опять же такое падение сопоставимо с обвалом конца 2008 г. и первой половины 2009 г.

 И вот ИМТП безропотно передает УТК самый рентабельный терминал. Соответственно финансовые результаты контейнерного терминала уже не отражаются в показателях порта. Финансовый план предприятия не выполняется, ухудшаются все основные финансово-экономические показатели. Как мы уже говорили объем грузопереработки вырос на 2,1%, но чистый доход сократился на 16,5% или на 89 млн. грн. Не помогает даже экономия на людях - за год число работников ИМТП сократилось на 1050 человек.

 Более того, УТК, или как оно стало называться с апреля 2012 г. - «Контейнерный терминал Ильичевск», кроме четырех причалов планируется передать еще пять. Тем самым главные причалы порта с первого по девятый - перейдут в управление до 2035 г. якобы российской компании. Как уже неоднократно сообщали многие СМИ новых владельцев конйтерного терминала стоит искать уже не в Москве, а в Донецке. Интересно, что «Национальная контейнерная компания» (РФ), которой приписывают контроль над КТИ, последний раз упоминала в сообщениях для СМИ о своей «дочке» в Ильичевске» еще в мае и ни разу не опровергла информацию о своей уже символической причастности к КТИ.

 Непонятная лояльность к КТИ явно диссонирует с общей политикой в отношении к инвесторам. О каких-то реальных проектах давно ничего не слышно. Порт даже отказался от кредита ЕБРР в €26 млн. Точнее, просит направить эти деньги на другие цели, но это означает фактический отказ, поскольку необходима повторная процедура. Хотя госпредприятие уже потеряло почти €1 млн., т.к. должно платить банку если кредитные средства не используются.

 И, теперь, даже не анализируя финансовую отчетность порта, можно просто визуально определить, что у предприятия большие проблемы. Ведь еще три-четыре года назад на рейде в ожидании входа в порт постоянно находилось по 10-15 судов. В этом году нет не то что очереди, а даже были дни, когда на всех причалах порта обслуживалось только одно судно.

 В середине июня три профсоюзные организации ИМТП приняли совместное обращение к Борису Колесникову с требованием о расторжении контракта с А.Григорашенко. Вскоре, профсоюзы ИМТП получили ответ от первого заммистра МИУ Константина Ефименко. Оказывается, А.Григорашенко не согласился с требованием профсоюзов и оспорил их в суде. А посему, пока суд не примет решение МИУ уволить начальника ИМТП не может. Этот бюрократический шедевр явно озадачивает, особенно если вспомнить, как меняли руководителей морских госпредприятий за последние два года.

 И это уже не первая отписка замминистра на очередное обращение профсоюзов ИМТП. Однако, даже если А.Григорашенко опротестовал требование профсоюзов в судах, то кто мешает К.Ефименко ознакомиться с показателями ИМТП хотя бы на tbu.com.ua, а затем посмотреть на условия контракта с начальником порта. И тут уж никакой одесский суд не сможет изменить уровень чистого дохода, количество судозаходов или продуктивность труда на одного работника.

Категория: Аналитика | Добавил: ЦГБ (27.09.2012)
Просмотров: 703

© ЧАО "Центральное грузовое бюро" 2024