Грузопотоки: почему Украина сокращает объемы перевозок угля
Если процесс
восстановления украинской экономики не ускорится, начавшийся спад в угледобыче
наряду с введением ограничений на импорт угля приведет к дальнейшему уменьшение
объемов его перевозок. Это негативно отобразится как на показателях УЗ, так и
портов.
На сегодня из всех
грузопотоков, циркулирующих как внутри Украины, таки через границы, самым мощным является
угольный. Из 457,5 млн. тонн грузов, перевезенных «Укрзализныцей» в прошлом
году, 122,3 млн. тонн составила эта продукция – то есть почти 25%. «Львиная
доля этого объема была переправлена во внутреннем сообщении – 93,7 млн. тонн, –
подчеркивает аналитик Центра транспортных стратегий Андрей Исаев. – Еще 14,4
млн. тонн были ввезены из-за рубежа, 7,8 млн. тонн транспортированы транзитом,
а 6,4 млн. тонн – экспортированы. При этом из всех заграничных грузов 13,1 млн.
тонн были перевезены только по суше, а 15,6 млн. тонн – по железной дороге, а
далее морским путем».
Однако с начала нынешнего года
поток главного груза «Укрзализныци» начал постепенно таять. Так, по данным
пресс-службы компании, в январе-апреле общий объем перевозок угольной продукции
железнодорожным транспортом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
сократился на 5,9%, до 36,678 млн. тонн. В наибольшей степени тенденция к спаду
коснулась транзита, объемы которого уменьшились на 38,7%, до 1,851 млн. тонн.
Довольно ощутимой она оказалась и в сегменте импорта, объемы которого снизились
на 9,2%, до 4,421 млн. тонн. При этом объемы перевозок во внутреннем сообщении
сократились незначительно – на 2,4%, до 28,368 млн. тонн. А объемы экспорта
даже немного выросли – на 0,7%, до 2,029 млн. тонн. Вполне закономерно, что
наряду с этим существенно уменьшился также объем перевалки угля в украинских
портах – на 34,5%, до 1,14 млн. тонн.
Все это стало частью общей
тенденции к снижению объемов перевозок грузов, которая заметно усилилась в
нынешнем году. Так, все транспортные предприятия страны в январе-апреле
сократили объемы перевозок на 6,1%, до 237,8 млн. тонн, а УЗ в частности – на
4,7%, до 137,4 млн. тонн. Однако, как считают эксперты, для уменьшения объемов
перевозок угля были особые причины.
Плохое начало Пока
негативный тренд в сегменте перевозок угольной продукции только усиливается.
«Так, еще по итогам первого квартала общий объем перевозок угля составил 27,4
млн. тонн, а уровень спада – 5%, объем транзита – 1,5 млн. тонн при уровне
спала в 33%, объем перевозок во внутреннем сообщении – 21,2 млн. тонн при
уровне спада в 2%, а объем экспорта – 1,4 млн. тонн при уровне роста в 3%. А
уже по итогам четырех месяцев показатели спада оказались ощутимо выше, а
показатель роста, наоборот, существенно ниже», – уточняет Андрей Исаев. Как
кажется на первый взгляд, единственным позитивным сдвигом является замедление
темпа сокращения объема импорта, который по итогам первого квартала составил
3,3 млн. тонн при уровне спада в 11%, но на деле это не так.
Следует подчеркнуть, что в
настоящее время угольная продукция занимает первое место в структуре перевозок
внутри страны, а также – в структуре перевозок импортных грузов. Его доля в
каждом из этих сегментов превышает 40%. Что же касается структуры перевозок
экспортных и транзитных грузов, то ее доля в этих сегментах довольно невелика.
И поскольку основную часть грузопотока «Укрзализныци» составляют внутренние
перевозки угля, то положение дел в этом сегменте играет решающую роль в
формировании общей картины деятельности компании, а ситуация в сфере его
импорта вносит в нее весьма существенный штрих.
Уголь занимает первое
место в структуре перевозок внутри страны, а также – в структуре перевозок
импортных грузов.
То есть, именно сокращение
объемов перевозок угля во внутреннем и отчасти в импортном сообщении стало
одним из главных факторов, обусловивших ухудшение общих показателей в первом
квартале и далее. Так, в январе-марте оно повлекло за собой уменьшение общего
объема перевозок грузов железными дорогами внутри страны на 4,5%, до 49,8 млн.
тонн, а в импортном сообщении на 1,2%, до 8,3 млн. тонн. При этом то, что общий
объем перевозок грузов на экспорт вырос на 2,3%, до 33,189 млн. тонн, было
вызвано, главным образом, ростом объемов вывоза не столько угля, сколько руды и
стройматериалов. Поэтому, в целом, в этот период общий объем перевозки грузов
уменьшился на 3,9% – до 100,8 млн. тонн.
Малообещающие перспективы
Как бы то ни было, но руководство «Укрзализныци» рассчитывает, что в текущем
году ее грузооборот вырастет по сравнению с прошлым годом на 2,5%, до 243,6
млрд. тонн/км. Однако, как считают аналитики, если это и произойдет, то явно не
за счет роста объема перевозок угля и кокса. «В последние три года объемы
добычи угля и его импорта неуклонно росли. Так, в 2010 году объем угледобычи
составил 75 млн. тонн, а объем импорта – 12 млн. тонн, в 2011 – 82 и 13 млн.
тонн, а в минувшем году – 85 и 15 млн. тонн соответственно, – рассказывает
руководитель проектов АК Kreston GCG Александр Куксин. – И если бы в нынешнем
году эта динамика сохранилась, оптимистический прогноз по росту объема
перевозок был бы вполне оправданным».
Тем не менее, в этом году
– впервые за последние несколько лет – объем отечественной угледобычи вновь
начал уменьшаться. Так, в январе-апреле объем добычи рядового угля в Украине
снизился на 3,3%, до 27,989 млн. тонн. И, как предполагают эксперты, в течение
года тенденция к спаду будет сохраняться, что повлечет за собой и
пропорциональное сокращение объемов его перевозок. Наряду с этим в марте
Кабинет Министров Украины принял Постановление о введении квоты на импорт
коксующегося и некоторых других видов угля в размере 10,2 млн. тонн и запрете
импорта кокса в текущем году. «Очевидно, что, поскольку данная квота
установлена на уровне, который ниже исторических объемов закупок коксующихся
углей за рубежом, ее введение приведет к сокращению объема их ввоза на 2,5-3
млн. тонн», – констатирует аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк. А значит
– и к соответствующему уменьшению объемов их транспортировки.
Еще одной из причин спада
объемов перевозок угля, наряду со снижением объемов его добычи и ограничением
объемов его импорта, эксперты считают стагнацию в экономике в целом и
металлургической отрасли в частности, которая обусловливает уменьшение спроса
на угольную продукцию. «Вторая волна кризиса в странах ЕС, Китае и Индии влечет
за собой сокращение объемов потребления как коксующегося, так и энергетического
угля, – отмечает г-н Куксин. – А потому, несмотря на то, что в Украине, в связи
с введением установок, работающих на пылеугольном топливе, спрос на уголь
должен был бы вырасти, сокращение объемов производства в металлургии, наоборот,
ведет к его снижению».
Итак, в этом году Украина
ввезет на 20-30% меньше коксующихся углей, чем обычно, однако, хотя недостающее
количество импортного сырья на рынке будет компенсировано ростом потребления
отечественного, это не станет стимулом увеличения его добычи внутри страны.
«Дело в том, что темпы восстановления экономики остаются очень слабыми, и
нарастающее с начала года ухудшение показателей деятельности транспортной
отрасли является одним из проявлений общей стагнации. А потому – даже если
процесс восстановления экономики во второй половине этого года пойдет быстрее,
по итогам года объемы перевозок угля в лучшем случае окажутся на уровне
прошлогодних», – прогнозирует Андрей Исаев. И это значит, что если
«Укрзализныце» и удастся преодолеть тенденцию к спаду, то только за счет роста
объемов перевозок других видов грузов.