Похоже, кризис пришел в транспортную отрасль надолго. Спасти ситуацию в 2014 году может разве что зерно. Судя по результатам портов, увеличение доли частных компаний в отрасли идет ей на пользу – тот же эффект, возможно, скоро увидим и на железной дороге
В Украине продолжается падение грузоперевозок. Причем по итогам 2013 года в целом результаты выглядят даже хуже, чем в предыдущие годы, которые принято называть кризисными. Это может объясняться тем, что на неблагоприятную в целом экономическую ситуацию, которая вылилась в сокращение объемов промышленного производства, наложилась также тенденция к стремительному сокращению транзита грузов по территории Украины. Госкомстат пока не опубликовал результатов по транзиту за весь 2013 год, но последние имеющиеся данные – за 9 месяцев года – говорят о том, что транзит грузов всеми видами транспорта за этот период сократился на 7,7%. Кроме того, уже подведены годовые итоги транзита по отдельным отраслям транспорта, которые подтверждают: борьба за транзит проиграна, и, похоже, уже безвозвратно. Главной причиной падения транзита эксперты называют переориентацию грузов РФ из украинских на российские порты.
Кризис всерьез и надолго По данным Госкомстата, за 11 месяцев 2013 года произошло сокращение объемов перевозок грузов всеми видами транспорта на 3,6% - до 689,2 млн тонн (включая трубопроводный). Если последний месяц года существенно не повлиял на статистику, то сокращение грузопотоков происходит второй год подряд (последний раз рост наблюдался в 2011 – 7,4%). В прошлом году уменьшение объемов перевозок грузов произошло практически во всех отраслях, кроме автомобильного транспорта: там перевозки за 11 месяцев выросли на незначительные 1,1%.
«Укрзализныця» в 2013 сохранила динамику падения, заданную в прошлом году: за год было перевезено 443,5 млн тонн грузов, что на 3% меньше, чем годом ранее (в 2012 падение составило 2,9%). Последний раз рост в грузоперевозках на жд транспорте произошел в 2011 году, когда «Укрзализныця» улучшила свой результат на 8,6%, в 2010 он был еще больше – 10,6%. Создается впечатление, что кризис в железнодорожных грузоперевозках только начался, и еще не факт, что падение достигло своего предела. Правда, в самый тяжелый за последнее время 2009 год железная дорога перевезла 391 млн тонн грузов, и отката к этой точке пока, к счастью, не произошло.
Результат морских портов – сокращение объемов перевалки на 1,9%. Этот итог также закрепляет медленную, но стойкую негативную динамику в морских гаванях: в прошлом году падение грузоперевалки составило 0,7%. За последние 5 лет, начиная с 2009, этот нисходящий тренд был прерван только в 2011, когда портам удалось нарастить грузопоток на 4,7% (в основном за счет роста экспорта навалочных грузов, в частности руды и угля, а также прироста транзита). Тогда объем перевалки портов и терминалов всех форм собственности составил 162,26 млн тонн. В этом году морские порты обработали 148,1 млн тонн грузов.
Стоит отметить, что теперь, когда администрация морской отрасли (в лице созданной в прошлом году Администрации морских портов Украины) стала обнародовать развернутую статистику по производственным показателям гаваней, стали четко прослеживаться определенные нюансы. Например, то, что в борьбе за грузопотоки гораздо более успешными являются частные компании, работающие на причалах, арендованных у АМПУ, либо на собственных причалах. Если учитывать итог года только по государственным портам, то падение в отрасли составляет более 10%. Зато частники, работающие на собственных терминалах, в 2013 году увеличили объемы перевалки на 7,7%.
Транзит тянет вниз Структура грузопотоков в разрезе направлений внешней торговли остается неоднородной, единственный общий для ключевых подотраслей транспорта тренд – катастрофическое сокращение транзита. Еще до 2012 года «Укрзализныце» удавалось поддерживать рост транзита благодаря конъюнктуре и всяческим тарифным ухищрениям. В 2010 году транзит на железной дороге вырос на 2,7%, в 2011 – на 9,2%. Но уже тогда эксперты стали предупреждать о том, что обольщаться такими показателями рано. Подтверждение их слов не заставило себя долго ждать: в 2012 транзит рухнул на критические 17,9%. В этом году ситуация только ухудшилась – железнодорожный транспорт потерял еще 18,7% транзита. В абсолютных цифрах потери транзита за эти два года составляют 16,5 млн тонн. Для наглядности: эти же 16,5 млн тонн – примерный объем годовой перевалки грузов Ильичевским морским портом, входящим в число крупнейших в Украине.
В морских портах ситуация с транзитом не менее удручающая: его сокращение тут составило 23%. Это больше потерь 2012 года – минус 18,5% - и в абсолютном выражении составляет 8 млн тонн. С учетом утраченных 6 млн тонн транзита годом ранее эти 14 млн – суммарный годовой оборот еще одного морского порта из первой пятерки, например, Мариупольского. Правда, такое «двойное» сравнение не совсем корректно, поскольку транзит, потерянный железной дорогой и портами – это фактически одни и те же грузы. «Железнодорожный транзит снижается, так как из Украины уходят российские транзитные грузы, которые раньше отправлялись через украинские порты, а теперь перенаправляются в российские», - объясняет главную причину обвала транзита в Украине консультант ЦТС-Консалтинг Дмитро Ягелло.
Зерно спасает экспорт В случае с железной дорогой ситуацию немного спас экспорт: в этом направлении объем грузоперевозок вырос на 3,2%. Перевозки же как в импортном, так и внутреннем сообщении показали отрицательный результат: минус 0,5 и 4,3% соответственно. «Внутренние перевозки упали на фоне спада промпроизводства: -5% по итогам 11 месяцев 2013 года», - объясняет Дмитрий Ягелло. Получается, что если бы не экспорт, то падение на жд транспорте было бы еще более заметным. В свою очередь темпы экспорту задавало зерно, поскольку другие главные грузы украинской внешней торговли – ЖРС, металлопродукция и химудобрения – переживали не лучшие времена. Именно эти грузы в 2013 году сделали наибольший вклад в падение грузопотоков в целом. Среди лидеров падения грузовой базы жд транспорта – нефть (минус 14,9%), химическая продукция (-12,8%), уголь (-2,9%), черные металлы (-2%).
В портах выросли как объемы экспорта, так и импорта, то есть общую картину спада сформировал именно транзит. В разрезе номенклатуры грузопотоков наибольший ущерб перевалке нанесла, пожалуй, нефть: объемы ее переработки сократились в среднем по морским портам на 45,3%. На государственных причалах произошло падение более чем в полтора раза. На 36% сократился экспорт химудобрений через украиснкие порты, причем на государственных причала падение составило почти 50%. Противоположные тенденции на причалах государственной и частной форм собственности сложились в отношении угля и руды. Стивидорные компании, подчиненные АМПУ, сократили перевалку этих грузов на 8 и 5% соответственно, а на частных причалах по этим же грузам наблюдался рост – 13 и 25%. В среднем по морским портам, включая перевалку частных компаний, арендующих терминалы у АМПУ, перевалка угля сократилась на 4,8%, руды – выросла на 6,2%.
Падение объемов перевалки нефти вызвано снижением транзита через украинские порты, объясняет консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев. «В 2013г перевалено 1,9 млн тонн транзитной нефти, это 43% от перевалки в 2012г. Основная причина этого - уход российских грузов из украинских портов», - говорит эксперт. Та же причина, по его словам, и у снижения объемов перевалки угля. Транзит угля через украинские порты в 2013г составил всего 56% от объемов 2012г.
По химудобрениям картина несколько иная, тут обвал перевалки обусловил именно экспорт. «В середине года на международных рынках химудобрений сложилась неблагоприятная для производителей конъюнктура, что вместе с высокими ценами на сырье (газ) привело к остановке производства на украинских заводах. В результате экспорт химудобрений из Украины через порты упал на 36% в 2013г. Российские производители имеют доступ к более дешевому сырью, на них неблагоприятная ценовая конъюнктура повлияла не так сильно. Поэтому транзит удобрений в портах снизился всего на 15%», - говорит Андрей Исаев.
Частные компании, которые занимаются перевалкой в портах, также делают на этот год ставку на зерно, а еще металл.
Противоречивую динамику показали в 2013 году и грузопотоки агропромышленной продукции. В портах объем перевалки зерновых сократился на 4,6%, а в разрезе грузовой базы жд транспорта объемы зерна снизились на 1,7%. Но если бы не увеличение экспорта зерновых на 5,4% - то и с перевозками все было бы еще хуже. Причем эффект от уже произошедшего роста производства зерновых мы будем наблюдать и в 2014. «В 2013 из-за сложных погодных условий массовая уборка кукурузы началась с запозданием на 1 месяц, что отодвинуло начало массового экспорта и, соответственно, доставку кукурузы в порты по ж/д, это было основной причиной спада ж/д перевозок зерна в 2013 к 2012 календарному году», - объясняет консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Товстопят.
Именно грузопоток зерновых, как прогнозируют аналитики, будет во многом формировать базу перевозок в наступившем году. Это связано и с прогнозом существенного роста производства зерновых культур в Украине. «Экспорт зерна в 2012/13 МГ составил 22,8 млн.т, в 2013/14 МГ экспорт ожидается на уровне 32-33 млн.т, что обеспечивает 40-45% прирост сезон к сезону. Это стало возможным благодаря росту производства зерна с 46,2 млн.т в 2012г до 63,7 млн.т в 2013.», - говорит Товстопят.
Ставка – зерно и металл Частные компании, которые занимаются перевалкой в портах, также делают на этот год ставку на зерно, а еще металл. «Грузооборот порта Ника-Тера в 2013 году составил 3,7 млн тонн, из них большая часть пришлась на зерновые культуры. Всего наш терминал перевалил в ушедшем году более 1,650 млн тонн зерновых», - рассказали в пресс-службе компании. Следом за зерновыми культурами, по данным Ника-Теры, в объеме грузооборота предприятия значительную часть заняли минеральные удобрения - переработано около 1,250 млн тонн груза. Компании, работающей в Николаевском порту, не удалось сохранить объемы перевалки на уровне прошлогодней – падение составило 4%. Металл и зерно – главные грузы для входящей в холдинг Портинвест севастопольской «Авлиты». «В 2013 г. грузооборот «Авлиты» составил 4,336 млн. тонн, что аналогично показателям 2012 г. Перевалка зерна (пшеница, ячмень, кукуруза) составила 1,413 млн. тонн от общего объёма», - сообщили в дирекции по коммуникациям холдинга. При этом главный акцент в 2013 году компания делала на увеличение объемов перевалки металлопродукции. «За прошлый год через терминалы компании было перевалено 2,923 млн. тонн металла, что на 18% превысило показатели за 2012 г. Ввод в эксплуатацию новых складских мощностей в 2013 г. способствовал увеличению объёма перевалки металла», - рассказали в Портинвесте, добавив также, что те же грузы – металл и зерно – в равной степени будут для «Авлиты» ключевыми и в 2014 году.
Вполне возможно, что стивидорным компаниям удастся заработать в 2014 году и на перевалке такого рентабельного груза, как контейнеры. Контейнерный грузооборот в портах в 2013 году вырос на 8,5%, причем контейнера стали также одной из немногих позиций, по которой порты нарастили транзит (+7,9%, на частных терминалах – 47,2%) – на ряду с автомобилями, прирост по которым составил 30% (в транзитном сообщении – 28,6%).