92 сессия Комитета по безопасности на
море (КБМ) Международной морской организации (ИМО) произошла с 12 по 21 июня
2013 года в штаб-квартире в Лондоне.
КБМ принял поправки к Международной
конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), связанные с учениями
для пассажиров; обсуждались рекомендации, вытекающие из инцидента т/х Costa
Concordia, а также были рассмотрены вопросы, связанные с пиратством и
вооруженным нападением на суда, и другие вопросы, которые были представлены на
рассмотрение подкомитетами ИМО.
Принятие
поправок, связанных с учениями для пассажиров
КБМ принял поправки к разделу III/19 конвенции СОЛАС, требующих проведения
учений после подъёма пассажиров на борт или сразу же после отправки судна,
вместо «в течение 24 часов», как указанно в действующем правиле. Поправки
должны вступить в силу с 1 января 2015 года.
Обновление
рекомендаций по временным мерам для пассажирских судов, вытекающих из инцидента
т/хCosta Concordia
После обсуждения в рабочей группе по
безопасности пассажирских судов, КБМ утвердил пересмотренные Рекомендуемые
промежуточные меры для пассажирских судоходных компаний для повышения безопасности
пассажирских судов (будут изданы в качестве MSC.1/Circ.1446/Rev.2), включающие новые
рекомендации, касающиеся гармонизации навигационных процедур на мостике флота
судоходных компаний; обеспечения безопасности тяжелых объектов (процедуры для
обеспечения крепления тяжелых предметов, которые будут включены в систему
управления безопасностью); укладки спасательных жилетов (включая укладку
дополнительных спасательных жилетов возле мест сбора людей); увеличения
количества использования видеоматериалов для предоставления пассажирам
инструкций в чрезвычайных ситуациях.
На конкретные вопросы, касающиеся
рекомендаций, вытекающих из расследования инцидента с т/х Costa Concordia, КБМ
предложил Италии предоставить больше информации относительно двойной оболочкой
для защиты оборудования в водонепроницаемых отсеках; поддержал мнение, что роль
берегового управления имеет решающее значение для надлежащего развития и
функционирования эффективной системы управления безопасностью; и предложил
государствам-членам рассмотреть обязательное применение эвакуационного анализа
для пассажиров судов всех типов кроме ро-ро.
Между тем, КБМ призвал к дальнейшему
рассмотрению инцидента с т/х Costa Concordia и созданию доклада по осуществлению
расследования, а также призвал представить подробные комментарии и предложения,
на следующей сессии КБМ.
КБМ также пересмотрел и обновил
долгосрочный план действий по безопасности пассажирских судов.
Комитетом
также были принятые следующие поправки:
• Поправки к разделу III/19 Конвенции СОЛАС, по чрезвычайной подготовке,
предусматривающие проведений учений для членов экипажа, проводящих работы или
спасательные операции в закрытых грузовых помещениях не реже одного раза в два
месяца. Соответствующие поправки были приняты в Международном кодексе
безопасности высокоскоростных судов (Кодекс ВС), Кодексе постройки и
оборудования плавучих буровых установок (ПБУ РФ) и Кодексе по безопасности с
динамическими принципами поддержки Craft (DSC Кодекса) (поправки вступят в силу
с 1 января 2015 года);
• Поправки к разделу XI-1/1 Конвенции
СОЛАС, придающие обязательный характер Кодексу признанных организаций (RO Code).
Кодекс признанных организаций также был принят на сессии и вступит в силу с 1
января 2015 года.
• Поправки к Протоколу 1988 года к
Международной конвенции о грузовой марке 1966 года (Протокола грузовой марки
1988 года), для утверждения Кодекса признанных организаций как обязательного
для исполнения, с вступлением в силу с 1 января 2015 года;
• Поправки к Международной конвенции по безопасности
контейнеров (КБК) 1972 года, чтобы включить
поправки к Конвенции КБК, изложенных в Резолюции A.737 (18), которая была принята
в 1993 году, но еще не вступила в силу, а также с утверждением существующих и
новых контейнеров (поправки вступят в силу с 1 января 2015 года);
• Поправки к Международному кодексу по
управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения
(Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)), в том числе новые
требования для компании, требующие гарантировать, что судно соответственно
укомплектовано;
• Поправки к Международному
кодексу морской перевозки навалочных грузов (IMSBC Code) (поправка 02-13), включающие
новую карточку для никелевой руды. КБМ также утвердил циркуляры об оперативном внедрении
поправок (02-13) к Международному кодексу морской перевозки навалочных грузов; Правила
по представлению информации о свойствах груза, не указанных в IMSBC Code и
условиях их перевозки; Правила для разработки и утверждения процедуры отбора
проб, для испытания и контроля влажности
разжижения навалочных грузов; также был переработанный перечень навалочные
грузы, для которых стационарные газовые системы пожаротушения могут не
применятся или являются неэффективными.
КБМ
выразил озабоченность по поводу пиратства и вооруженного нападения на суда у
берегов Западной и Центральной Африки
Было отмечено,
что проблемы безопасности на море, безопасности и правоохранительной
деятельности в регионе имеют широкий спектр решений, в том числе: использование
комплексных юридических инструментов; морской ситуационной осведомленности;
морского потенциала правоохранительного и межведомственного сотрудничества на
национальном и региональном уровнях. Таким образом, КБМ приветствовал
разработку нового Кодекса по руководству, касающегося предотвращения пиратства,
вооруженного нападения на суда и незаконной морской деятельности в Западной и
Центральной Африке, который был принят недавно, на встрече министров в Бенине,
и как ожидается, будет открыт для подписания на предстоящей встрече глав
государств в Камеруне.
Генеральный секретарь объявил о создании
нового многостороннего донорского целевого фонда для поддержки расширенной
программы мероприятий по деятельности по увеличению потенциала Западной и
Центральной Африки. Это позволит расширить возможности организации работать с
государствами-членами, учреждениями Организации Объединенных Наций и другими
международными и региональными партнерами по развитию в интересах безопасного,
надежного и устойчивого развития Африканского морского сектора. Генеральный
секретарь призвал государства-члены, а также промышленность внести свой вклад в
этот фонд.
Реструктуризация
подкомитетов
КБМ одобрил всеобъемлющую
реструктуризацию подкомитетов, сведя их к семи из девяти и переименовав, для
более точного отражения своей области работы. (См. Информационную статью от 26.2013)
Другие
вопросы
В связи с другими вопросами, вытекающими
из докладов Подкомитета и других органов, КБМ:
• Одобрил для последующего
принятия, проект поправок к СОЛАС, которые требуют установки систем инертного
газа на борт новых нефтяных и химических танкеров от 8000 тонн и более, перевозящих
грузы с низкой температурой вспышки (ниже 60 °C);
• Одобрил для последующего
принятия, проект нового правила II-2/20-1 «Требование для транспортных средств,
двигатели которых используют сжатые водород или природный газ» Конвенции СОЛАС;
• Одобрил для последующего принятия,
проект поправок к разделу II-1/29 Конвенции СОЛАС, касающегося требований в
отношении испытаний рулевого механизма;
• Одобрил для последующего принятия,
проект поправок к Международной конвенции о стандартах подготовки и дипломированния
моряков и несению вахты 1978 г. и Морского кодекса подготовки, дипломированияв
и несения вахты (STCW Code), чтобы придать обязательный характер Кодексуинструментов реализации ИМО (III Code) и
Схеме государственного аудита членов ИМО;
• Одобрил для последующего принятия на своей
93 сессии, проект резолюции о требованиях к периодическому и техническому
обслуживанию спасательных шлюпок и спасательных судов, а также связанный проект
поправок к Конвенции СОЛАС чтобы придать обязательный характер этим поправкам,
а также чтобы утвердить циркуляр о Руководстве по безопасности во время учений
по оставлению судна при использовании спасательных шлюпок, который отражает
рекомендательные положения;
• Одобрил для последующего принятия,
проект поправок к разделу II-2/13.4 Конвенции СОЛАС о нормативных положениях,
предусматривающих дополнительный способ эвакуации из машинных помещений; к разделам
II-2/3 и II-2/9.7 Конвенции СОЛАС, связанных с требованиями к огнестойкости
вентиляционных каналов; к разделу I-2/10 Конвенции СОЛАС, касающегося требований для
новых судов к противопожарной защиты грузов перевозящихся на палубе;
• Одобрил для последующего
принятия, проект пересмотренного Международного кодекса постройки и
оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (IGC Code);
• Утвердил указания, касающиеся создания
и тестирования центров обработки данных(DCs) по дальней идентификации и слежению
(LRIT) а также функционирования системы ЛРИТ;
• Рассмотрел доклад корреспондентской
группы и одобрил методические рекомендации о возможностях использования альтернативных
способов и правил, которые содержатся в различных документах ИМО, поощряя
правительства-члены делиться накопленным опытом их применения, для их последующего
утверждения;
• Утвердил обновленный Перечень
сертификатов и документов, необходимых для перевозки груза на борту судов;
• Утвердил Руководство по использованию
печатных версий электронных сертификатов;
• Одобрил Циркуляр о «Руководящих
принципах развития утверждённой программы непрерывного освидетельствования
контейнеров» (ACEP) и одобрил поправки о согласовании толкования и применения Международной
конвенции по безопасности контейнеров 1972 года(CSC.1/Circ.138).