Несколько дней назад А.Клюев дал
поручение Мининфраструтуры «обеспечить внесение» проекта постановления Кабмина
о внесении изменений в Порядок перемещения товаров в пунктах пропуска при
контейнерных перевозках и законопроекта о внесении изменений в ряд
законодательных актов по упрощению оформления транзитных грузов.
Поручение стало реакцией на
инициативу Мининфраструктуры от 12 августа, в которой также было предложено
внести изменения в Правила охраны внутренних морских вод и территориального моря
Украины от загрязнения и засорения. Но об этом в поручении первого
вице-премьера ничего не сказано.
Этот проект был подготовлен и
обнародован еще 7 февраля, вскоре после обращения Представительства Либерии в
Международной морской организации (IMO) к МИД Украины по поводу коррупции и
произвола контролирующих органов в портах Украины. Участники рынка утверждают,
что давлению со стороны экологов подвергается практически каждое судно,
заходящее в украинский порт.
Главный способ давления - попытки
проведения химического анализа изолированного балласта. Это не предусмотрено
Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78),
но Украина остается единственной страной мира, в которой экологи настаивают на
данном виде контроля. Согласно установленных в Украине норм предельно
допустимых концентраций (ПДК) в балласте принятом в чистом море всегда
оказывается превышение «загрязняющих веществ». А без откатки балласта в порту
судно не может начинать грузовые операции. Абсурд ситуации заключается в том,
что вода в акваториях портов на порядок превышает установленные ПДК и явно, что
вода из открытого моря, слитая в портах, не может по определению быть грязнее
«фона» в акватории.
А если капитан откажет в
контроле, ссылаясь на положения конвенции МАРПОЛ, судно могут задержать.
Судебные разбирательства могут затянуться, а ежесуточный простой судна
обойдется в $10-20 тыс. Поэтому проще заплатить «на месте». Как в случае, с
либерийским судном Lisbon Trader, капитану которого заход в Николаев в декабре
прошлого года обошелся в лишние $3650.
Но попытка Мининфраструктуры
искоренить возможности для произвола экологов в портах не нашла понимания ни в
Минэкологии ни в Минюсте. И вот уже полгода проект постановления КМУ, который
должен привести нормативную базу в соответствие с нормами международной
конвенции, так и не может попасть на утверждение Кабмина. Впрочем, пока
чиновники занимаются перепиской, несколько судоходных компаний пытаются
отстаивать свои интересы в судах.
Напомним, что в начале 2011 г. один из одесских
судов, по иску компании «Трансшип», принял решение, обязывающее инспекторов
экологической инспекции, участвовать в досмотре судна в составе комиссии
(вместе с пограничниками, таможенниками и др.). Тем самым было признано
незаконным появление «контролеров» в неурочное время, когда было проще
заниматься вымогательством.
Реакция последовала
незамедлительно. 29 марта в Одессе было задержано судно этой компании «Алина».
13 апреля задержание повторилось. В обоих случаях капитан судна отказал в незаконных
требованиях экологов. А во втором случае был задержан еще и груз 30 тыс. т ЖРК
Лебединского ГОКа, за которым «Алина» зашла в Одесский порт. У экологов кроме
претензий к судну возникли еще опасения по поводу экологической безопасности
транзитного груза, который был доставлен в порт по железной дороге и уже прошел
экоконтроль при ввозе в Украину. В итоге, судно простояло в порту неделю, а
ущерб от простоя составил около $200 тыс.
20 июня 2011 г. в Одессе был
задержан теплоход Afina (флаг Мальты, находится под постоянным надзором самого
строгого классификационного общества в мире Американского Бюро Судоходства -
ABS). Причина та же - отказ капитана в проведении контроля изолированного
балласта. Но если «Алина» работала под флагом Украины, то флаг Мальты - страны
ЕС предполагает, что в ближайшее время украинский МИД получит очередную
претензию. Капитан подал протест, но чтобы не нести больших потерь из-за
простоя предпочел заплатить надуманный штраф в $1400. При этом, до захода в
Одессу Afina за последние несколько лет побывала во многих портах мира и без
единой задержки прошла строжайший контроль таких служб, как береговая охрана
США, государственный портовый контроль практически всех стран Европы, Латинской
Америки, Азии. И нигде претензий не было.
Кроме того, по официальным
сообщениям Минэкологии в июне было зафиксировано пять случаев сброса балластных
вод с превышением ПДК по взвешенным веществам. Это суда Minervazoe (флаг
Греции), Kazan (флаг Монровии), Toulon (флаг Молдовы), Balticmercuant (Кипр), Phoenix
Ambituon (Сингапур). Сумма штрафов составила $45 тыс. Из недавних случаев стоит
отметить штраф в сумме $14 тыс., наложенный в начале сентября на судно Phoenix
Ambituon (Сингапур). Опять же за сброс балластных вод. И это только известные
случаи. А ведь в украинские порты ежемесячно заходят десятки судов и все
сбрасывают балластные воды, забранные в открытом море, в портах.
Кроме обращений в суды,
судовладельцы также обращались и в органы прокуратуры. Так, в частности, в
компании «Трансшип» недавно получили ответ на свое обращение в Генпрокуратуру,
подписанный первым зампрокурора Одесской области Алексеем Бебелем. Так вот,
прокурор считает нарушением, отказ в отборе проб изолированного балласта.
Несмотря на вступившее в силу решение одного из одесских судов о
неправомерности такого контроля. Кроме того, и случай с задержкой транзитной
руды в Одесском порту в апреле этого года А.Бебель считает правомерным,
поскольку не был проведен экологический контроль. Тот факт, что за несколько
дней до поступления этого груза в Одессу такой контроль был проведен на границе
с РФ, не учитывается. Ну и в целом прокурор считает действия экологов «по
реагированию на нарушения закона» правомерными.
Круг замкнулся. МИД Украины
постоянно получает претензии. Кабмин не в состоянии вот уже полгода решить
элементарный вопрос по приведению нормативной базы в соответствие с нормами
международной конвенции. А прокуратура не обращает внимания на решения судов.
При этом, по оценкам представителей ряда судоходных компаний, ежегодная емкость
этого «бизнеса» составляет всего около $10-12 млн. Цена явно несопоставима с
негативом для имиджа Украины как морской державы.
Источник: http://Транспортный бизнес |