ЧАО "Центральное грузовое бюро"
Форма входа
Категории раздела
Новости [53]
Аналитика [117]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчики

Главная » Статьи » Новости

ВТОвпились: большая часть украинской торговли будет проходить в рамках ВТО


Все дело в том, что 22 августа полноправным членом этой организации стала Россия - крупнейший торговый партнер Украины.

 В Украине, напомним, долгое время ходили разговоры о том, чтобы заартачиться и не пускать Россию в ВТО до тех пор, пока она не согласится на приемлемые условия поставок газа или не уступит в чем-нибудь другом. Эта тема поднималась даже после того, как украинское правительство подписало письмо о согласии на вступление России в ВТО в 2008 г.

 "Мы этим вопросом занимаемся. И такой рычаг мы используем в переговорном процессе с Россией", - угрожал в ноябре 2011 г. Андрей Клюев, занимавший тогда должность первого вице-премьер-министра - министра экономического развития и торговли.

 С этим так ничего и не выгорело, но украинская сторона, впрочем, особо и не настаивала: все соглашались, что главное - это как раз заманить Россию в ВТО, где она будет вынуждена подчиняться общим правилам и ограничит свою протекционистскую политику.

 Об этом было много сказано во время последнего "сырного" конфликта. Вступления России в ВТО так ожидали, что в феврале сего года министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк грозился апеллировать к нормам этой организации, хотя до вступления России туда оставалось еще полгода.

 Да и во время обсуждения перспектив зоны свободной торговли со странами СНГ большинство экспертов кивали на ВТО: главное, мол, чтобы Россия соблюдала хотя бы тамошние нормы, не говоря уж о каких-то дополнительных поблажках.

                                                           

                                                                 Ставки вниз

 

Уже с 23 августа режим пошлин в России (и в Таможенном союзе) действительно начал претерпевать изменения. Средневзвешенная ставка единого таможенного тарифа, измененного по требованию ВТО, снизилась с 9,6% до 7,8%.

 Главным образом это затронуло продовольственные товары. Например, пошлина на яблоки упала с EUR0,1-0,2 (в зависимости от сезона) до EUR0,06 за 1 кг. Что не может не вселять оптимизма в сердца отечественных садоводов - они как раз страдают от перепроизводства.

 Пошлина на ввоз живых свиней, составлявшая 40%, снизится до 5%, а на свинину вообще обнулится (до сих пор она равнялась 15%, но не менее EUR0,25 за 1 кг).

 Правда, это касается лишь поставок в рамках утвержденных квот: пошлина на свинину вне квоты снизится с 75% до 65%. И если российский Национальный союз свиноводов горюет по поводу грядущих потерь (до 20 млрд руб.), то украинские экспортеры могут приготовиться к рывку.

 Также менее защищенными от импорта становятся российские молочники: пошлина на ввоз сгущенного молока снизится с 25% до 20%; для большинства сыров ставка останется неизменной (15%), но более либеральной для мелких партий: нижний порог опустится с EUR0,3 до EUR0,25 за 1 кг. То же касается и сливочного масла: порог опущен с EUR0,4 до EUR0,29 за 1 кг.

 Впереди очень важная для Украины и чувствительная для России либерализация импорта крепких напитков, затем - импорта шоколада, который также занимает важную роль в структуре украинского экспорта в Россию. Таким образом, отечественные аграрии и пищевики - одна из очевидно выигравших сторон.

 С 30% до 25% уменьшились пошлины на новые легковые автомобили (к 2019 г. ставка упадет до 15%). Частично снижены пошлины на трактора и грузовики - в среднем до 15% с 20-25%.

 Эти новости должны обрадовать министра экономического развития и торговли Украины Петра Порошенко, а также народных депутатов Тариэла Васадзе и Константина Жеваго: принадлежащие им автостроительные корпорации (соответственно "Богдан Моторс", "УкрАвто" и "АвтоКрАЗ") активно экспортируют свою продукцию в Россию.

 Совсем хорошо дела складываются у собственника компании "Интерпайп" Виктора Пинчука: пошлина на ввоз обсадных, насосно-компрессорных и бурильных труб на территорию Таможенного союза уменьшена с 15% до 5%.

 Аналогичное снижение коснулось и пошлины на ряд труб большого диаметра. А незадолго до этого, 10 августа, Россия согласилась на беспошлинные поставки 150 тыс.т украинских стальных труб во втором полугодии текущего года.

 

                                                        Размножение спорами

 

Отечественные эксперты возлагают большие надежды на механизм урегулирования споров в рамках ВТО, который можно будет использовать в случае очередных сюрпризов со стороны России: дескать, в случае чего против главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко Украина будет уже не одна, за ее спиной встанут остальные 154 члена ВТО.

 Впрочем, пока история пребывания Украины в этой организации не дает оснований для оптимизма: поражения были (весной 2009 г. ВТО вынудила Украину отменить 13%-ную импортную пошлину), а вот побед не наблюдалось. Более того, за четыре года членства в ВТО Украина пока вообще ни на кого не жаловалась. А ведь подать жалобу - мало.

 "Оспаривание - сложная процедура, она долгая, затратная для стран. Поэтому я бы не стал ожидать вот такого мгновенного обращения Украины в орган по урегулированию торговых споров", - расхолаживает мечтателей Вячеслав Евсеев, директор Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования (г.Москва, РФ; с 2010 г.; 34 чел.).

 Кроме того, разбирательства в ВТО - оружие обоюдоострое. Так, ранее президент РФ Владимир Путин поставил задачу использовать потенциал ВТО для борьбы с ограничительными мерами на металлургических рынках.

 "В разных странах в отношении российской металлопродукции действуют более 20 ограничительных мер, в том числе в США, в странах ЕС, в Мексике, Турции, Индонезии, Китае, Таиланде и, к сожалению, в Украине. Из-за этого наши компании ежегодно теряют $1,5-2 млрд", - посетовал он. И предложил решение: разобраться уже в рамках ВТО, в том числе и с Украиной.

 

                                                             Тихой сапой

 

Многое из того, что Россия теряет на снижении пошлин, она возместит другими путями. Так, российский автопром (прежде всего, компания "АвтоВАЗ") надежно защищен утилизационным сбором, который вводится с 1 сентября и компенсирует снижение пошлин в полном соответствии с требованиями ВТО.

 Местные производители смогут взять на себя обязательство по утилизации авто и не платить сбор, а вот за импортные авто придется платить. Исключение сделают лишь для личного имущества переселенцев, беженцев или вынужденных переселенцев. Что открывает возможности для "серого" экспорта запорожских автомобилей при помощи украинских строителей-гастарбайтеров.

 Что касается продукции животноводства, то расслабляться тоже не следует: согласно решению Комиссии Таможенного союза №834, после вступления России в ВТО право на импорт товаров, подлежащих ветеринарному контролю, будет предоставляться по результатам аудита системы надзора соответствующей страны.

 Пока ни одна страна такой аудит не прошла, а значит, рынок трех стран временно вообще закрыт. И даже если эта проблема будет решена, остаются другие факторы, вроде эпидемии африканской чумы свиней, позволяющие ограничить или запретить импорт в лучших традициях г-на Онищенко. И ВТО тут бессильна.

Категория: Новости | Добавил: ЦГБ (25.10.2012)
Просмотров: 345

© ЧАО "Центральное грузовое бюро" 2017