Новое портовое
законодательство "развязало руки" портам и бизнесу, позволив
интенсифицировать проекты дноуглубления и развития терминалов. Скорость
обработки крупнотоннажных судов возрастет, по утверждению руководства портов, в
разы.
Украинские порты
постепенно привыкают принимать "кейпсайзы" (суда грузоподъемностью
более 200 тыс. тонн). При этом "панамаксы" (до 80 тыс. тонн) уже
считаются данностью. Пришло время научиться быстро обрабатывать
"крутнотоннажники", чтобы конкурировать с зарубежными портами.
Интенсивность загрузки\разгрузки "кейпсайзов" должна в ближайшие годы
вырасти в разы – с учетом того, что такие суда сегодня догружаются на рейде,
что увеличивает время обработки судна до 10-14 и более дней. Украинские порты
ставят "базовую" цель – 5 дней.
"Минимальная скорость
обработки судна, которую мы намерены достичь с завершением всех ныне
сооружаемых перевалочных комплексов в порту "Южный", составляет 40
тысяч тонн грузов в сутки", – заявил 24 июля на пресс-конференции директор
порта Александр Лагоша, отметив, что 50 тысяч – также "не предел".
"Техническое
перевооружение перегрузочных мощностей позволит уменьшить время обработки
судна, а дноуглубление и реконструкция причалов – обрабатывать
"кепсайзы" до полной грузовместимости. Это, безусловно, является для
нас одной из первоочередных задач", – заявлают в Одесском порту.
"Реализация нашей инвестиционной программы позволит обеспечить прием у
причалов большегрузных судов типа "кейпсайз" грузоподъемностью до 200
тыс. тонн и контейнеровозов "пост-панамакс-плюс" вместимостью 8 000
TEU – и значительно ускорить их обработку", – подтверждают в порту
Ильичевском.
Главный конкурент
украинских портов в борьбе за грузопотоки – Новороссийский МТП – объявил, что
сооружаемый сегодня рудный терминал будет обладать интенсивностью загрузки
судов в 50 тыс. тонн в сутки. Это означает, что судно типа "кейпсайз"
будет обрабатываться у причала, в среднем, за пять дней.
То, что "время –
деньги", убедительно доказывает современная логистика – и сегодня важно не
только привлекать грузопотоки, но и быстро их обслуживать. А тот момент, что
роль "крупнотоннажников" типа "кейпсайз" в судоходстве
будет только расти, уже не подлежит сомнению.
"Панамаксы" у
стенки В Украине принимать крупнотоннажные суда упомянутых классов способны
только порты "Большой Одессы" (Одесса, Южный, Ильичевск) и
Севастополь. Одесский морской торговый порт (ОМТП), основные терминалы которого
обладают глубинами у причалов до 13 метров, вполне способен обслуживать
"панамаксы", что называется, "у стенки".
"Кейпсайзы", в случае необходимости загрузки до допустимой осадки,
дорабатываются на рейде.
Главный конкурент
украинских портов в борьбе за грузопотоки – Новороссийский МТП – объявил, что
сооружаемый сегодня рудный терминал будет обладать интенсивностью загрузки
судов в 50 тыс. тонн в сутки.
"Судопогрузочные
машины обеспечивают интенсивность погрузки зерновых от 18 тыс. до 25 тыс. тонн
в сутки. Для металлов и металлопродукции этот показатель варьируется от 8 тыс.
до 20 тыс. тонн в сутки (в зависимости от рода груза), для чугуна – 25 тыс.
тонн, для контейнеров – 20-25 единиц одним краном в час", – сообщила
Центру транспортных стратегий глава пресс-службы ОМТП Елена Гиряева. То есть, в
стандартных условиях "без осложнений" зерновоз грузоподъемностью
60-80 тыс. тонн будет обработан в течение 3-5 суток, в те же сроки – балкер с
металлом в 50-60 тыс. тонн. Что касается контейнеров, то, к примеру,
"ГПК-Украина", принимая у причалов "панамаксы" (4000-7000 TEU),
стремится выходить за рамки показателей интенсивности в 55 контейнеров в час (в
некоторых случаях доводя до 70-100 единиц).
Среднее время обработки
"панамакса" в Ильичевском порту (ИМТП) – от 5 суток. Как сообщил ЦТС
представитель пресс-службы порта, интенсивность погрузки чугуна составляет 15
тыс. тонн в сутки, угля – 12 тыс. тонн, зерновых – 10-12 тыс. тонн.
Зерновой терминал
"Бориваж" (Южненский порт) заявляет об интенсивности погрузки в 20-22
тыс. тонн в сутки, а стивидорная компания "Авлита" (Севастопольский
порт) начала обработку "панамаксов" в 2011 году с показателями на
уровне 25 тыс. тонн в сутки: зерновозы Pruva и Delphinus провели у причалов
около 3 суток.
Впрочем, подобные темпы
обработки "панамаксов" не являются чем-то особенным. Конкуренты на
Черном и Балтийском морях могут похвастаться не меньшей эффективностью.
"Новороссийский зерновой терминал" обрабатывает зерновоз подобного
класса, по утверждению собственной пресс-службы, за 72 часа (24-26 тыс. тонн в
сутки). Вентспилский порт грузит навалочные грузы с показателем в 25 тыс. тонн
в сутки. А, к примеру, стивидорная компания Rigas Centralis terminals (порт
Рига), принявшая в августе балкер Ubc Onsan, загрузила на борт 112 тыс. тонн
угля за 3,5 суток (более 30 тыс. тонн в сутки).
Загрузить
"Кейпсайзы" Время обработки "кейпсайзов" в Украине – в разы
больше, чем "панамаксов". В первую очередь – из-за невозможности
загрузить их полностью у причала. Это не совсем то, чем можно "брать"
грузовладельцев. Пройдет еще несколько лет – и сам факт обработки такого
тоннажа в Черном море перестанет радовать, и потребуется нечто большее. И
украинские портовики понимают, что такие суда нужно полностью грузить "у
стенки", чтобы не отстать от мировой экономики.
Реализация упомянутой
инвестиционной программы в Ильичевском порту позволит сократить время обработки
"кейпсайзов" до 5 суток, – подчеркнула пресс-служба ИМТП. Компания
"Портинвест", реализующая проект угольно-рудного терминала в
"Южном", намерена также сократить время обработки
"кейпсайзов" до 5 дней, о чем недавно заявил заместитель гендиректора
компании Алексей Родионов.
То есть, целью украинских
портов является обработка "кейпсайзов" у стенки причала до допустимой
осадки, а также сокращение необходимого для этого времени до 5 суток.
Дальнейшее же ускорение обработки "панамаксов" возможно теперь (когда
суда этого класса полностью грузятся "у стенки") только благодаря
техническому усовершенствованию портовых терминалов и организации
производственного процесса.
Это серьезно повысит
конкурентоспособность украинских портов, хотя пока и не позволит
"ворваться" в мировую экономику "на белом коне", так как
эти показатели еще далеки до недосягаемых мировых примеров: как свидетельствует
пресс-служба порта Роттердам, угольный терминал ЕМО способен разгрузить судно с
интенсивностью 175 тыс. тонн в сутки, а терминал EBS, в свою очередь, заявляет
о способности разгружать балкеры со скоростью в 70 тыс. тонн в сутки. Можно
также вспомнить контейнерные терминалы Гонконга, которые загружают/разгружают
контейнеровозы по 8000 TEU за 10 часов.
|