ЧАО "Центральное грузовое бюро"
Форма входа
Категории раздела
Новости [53]
Аналитика [117]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчики

Главная » Статьи » Аналитика

В поиске грузов: Украина возвращается к идее СЭЗ


Поиск путей восстановления экономики привел украинскую власть к идее, от которой она отказалась восемь лет назад. В стране могут возродиться т.н. свободные экономические зоны, ключевыми звеньями которых являются производственные предприятия и объекты транспортной инфраструктуры.

В Одессе состоялось представительное заседание в формате "круглого стола", участники которого единодушно пришли к выводу о необходимости возрождения в Украине специальных (свободных) экономических зон (СЭЗ). Организатором мероприятия выступил Одесский морской торговый порт (ОМТП). В ходе обсуждений были представлены соответствующие предложения по поводу возрождения СЭЗ, подготовленные Национальным институтом стратегических исследований.

Собственно, речь идет не совсем о возрождении СЭЗ, так как формально они существуют и сегодня. Заинтересованные стороны говорят о необходимости возврата специальным зонам льгот по налоговым, валютно-финансовым и прочим операциям – льгот, которые собственно, и являлись "солью" данного вопроса. Они были отменены правительством в 2005 году. Одесский порт не случайно высказался за возврат "спецзонам" всех присущих им атрибутов: именно на территории этой гавани в 1998 году была создана СЭЗ "Порто-Франко", благодаря которой, по мнению начальника ОМТП Юрия Васькова¸ бизнес в свое время поверил в реальную возможность инвестировать в украинские порты.

История вопроса В 1998-2000 годах в Украине, в основном, в приграничных регионах, были созданы 11 СЭЗ и 9 ТПР (территорий приоритетного развития) – "Порто-Франко" и "Рени" в Одесской области, "Яворов" и "Курортополис Трускавец" в Львовской, "Донецк" и "Азов" в Донецком регионе и т.д. В них вводился специальный правовой режим хозяйственной деятельности, а именно – льготные таможенные, налоговые, валютно-финансовые и прочие условия предпринимательства для отечественных и иностранных инвесторов.

С одной стороны, результаты их деятельности говорят о положительном эффекте для экономики и инвестиционной привлекательности Украины и ее регионов. Так, по данным Института региональных исследований НАН Украины, к началу 2005 года в СЭЗ и ТПР за время их работы были утверждены 768 инвестиционных проектов на 6,67 млрд долларов, создано 52,1 тыс. и сохранено 85,5 тыс. рабочих мест, было реализовано товаров и услуг более чем на 45,4 млрд грн. С другой стороны – противники СЭЗ в коридорах власти говорили о том, что "спецзоны" не оправдали ожиданий. Например, изначально планировалось, что к тому моменту объем привлеченных инвестиций превысит 17 млрд долларов, а количество созданных рабочих мест достигнет 387 тыс. В конце концов, правительство Юлии Тимошенко отменило льготный режим работы всех СЭЗ и ТПР, заявив, что данные территории используются, преимущественно, для беспошлинного ввоза товаров в Украину. Также был введен мораторий на утверждение новых проектов в рамках СЭЗ и ТПР.

Мнение Одессы Впрочем, сегодня украинская власть смотрит на этот вопрос по-иному. В сентябре минувшего года Президент Виктор Янукович дал поручение Минэкономразвития изучить вопрос о целесообразности возобновления работы СЭЗ, учитывая кризисный период в экономике. Депутаты Верховной Рады, со своей стороны, взялись за законопроект "О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики Украины с целью создания новых рабочих мест", который косвенно разрешает создание "спецзон".

Учитывая "тренд", Одесский порт, при помощи Национального института стратегических исследований (НИСИ) разработал предварительные предложения по возрождению СЭЗ в Украине – и публично заявил о необходимости вернуть льготы "спецзонам". ОМТП и НИСИ уверены: посткризисное восстановление экономики требует поиска новых инструментов повышения инвестиционной привлекательности – и СЭЗ являются таким инструментом.

Одесситы приводят пример работы СЭЗ "Порто-Франко" на территории порта: к началу 2013 года в ее рамках было привлечено инвестиций на сумму 59,5 млн долларов, реализовано продукции на 1 млрд  167,5 млн грн, создано 476 рабочих мест (сохранено 219). Средняя зарплата на предприятиях, реализующих инвестпроекты в "Порто-Франко", составляет 4669 грн, что в 1,73 раза выше средней по Одесской области, а также в 1,54 раза выше средней по Украине.

"Мы посетили все порты Евросоюза и Черного моря, и могу сказать, что все успешные порты имеют либо статус свободных, либо десятки и сотни гектаров территорий, работающих по принципу СЭЗ… Понятно, что нынешние украинские СЭЗ должны быть адаптированы к современным условиям. Например, сегодня бизнес интересуют не столько льготы по налогам, сколько, например, упрощенный механизм регистрации или таможенное оформление при отсутствии ввоза в Украину", – отмечает Юрий Васьков.

Региональная власть – по крайней мере, в Южной Пальмире – принципиальных возражений портив работы СЭЗ не имеет. "Тот объем средств, который государство первоначально недополучит из-за льгот и налоговых послаблений, будет в краткосрочной перспективе "перекрыт" отчислениями от налога на прибыль и прочих поступлений от новых предприятий и инвестпроектов", – уверен замглавы Одесской облгосадминистрации Александр Малин.

Все сделать правильно Депутат Верховной Рады Сергей Гриневецкий (губернатор Одесской области в 1998-2005 годах, принимавший активное участие в открытии СЭЗ "Порто-Франко" и "Рени") сетует, что "спецзоны" были отменены по политическим мотивам – и если бы они существовали в разгар экономического кризиса, то значительно смягчили бы его негативные проявления. "Но для того, чтобы это работало сегодня, мы обязаны понимать, что регионы должны иметь право утверждения инвестиционных проектов в СЭЗ. Эти зоны должны быть самостоятельными и мобильными", – подчеркивает депутат.

Еще один участник "тех событий" – почетный президент Одесского порта Николай Павлюк, возглавлявший предприятия с 1985 года в течение двух десятилетий, – предостерегает от излишней бюрократизации процесса регистрации и согласования. "В свое время утверждая "Порто-Франко", мы несколько лет согласовывали абсолютно понятный проект, который можно разобрать и согласовать за несколько месяцев", – говорит он.

Участники одесского "круглого стола", в итоге, заявили, что СЭЗ в Украине следует возродить полномасштабно – с возвратом всех льготных условий и государственных гарантий обеспечения интересов задействованного бизнеса. Также следует пересмотреть методику налогообложения, сделав акцент на поддержке, в первую очередь, инновационных, логистических и импортозамещающих проектов, а также проектов, рассчитанных на привлечение транзитных грузопотоков.

Юрий Васьков, отмечая, что СЭЗ "Порто-Франко" уже "тесно" в рамках территории Карантинного мола ОМТП, внес предложение о её расширении: для этого порт просит при предстоящем утверждении Генплана Одессы предусмотреть территорию для развития специальной экономической зоны на т.н. "полях фильтрации" – и "зарезервировать" ее за предприятием.

Нужно сказать, что вопрос о работе в режиме специальных зон все чаще поднимается в странах, нуждающихся в подъеме экономики. Например, правительство Греции в августе 2012 года также заявило о перспективах создания нескольких СЭЗ. Подобные намерения высказывали год назад и представители властей Черногории. В Молдове же, где уже не один год действуют семь экономических "спецзон", министерство экономики сообщило о росте притока инвестиций на 13% (до 155 млн долларов) за 9 месяцев 2012 года.

Что касается Украины, то следующее слово – за Киевом, но судя по тому, как развивается ситуация, можно предположить, что в ближайшем будущем отечественные СЭЗ получат новую жизнь, а предприятия и бизнес – некоторую надежду на новые грузопотоки.



Источник: http://cfts.org.ua/
Категория: Аналитика | Добавил: ЦГБ (08.05.2013)
Просмотров: 402

© ЧАО "Центральное грузовое бюро" 2017