ЧАО "Центральное грузовое бюро"
Форма входа
Категории раздела
Новости [61]
Аналитика [142]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчики

Главная » Статьи » Аналитика

Пять новаций Ukrainian Ports Forum, которые изменят портовую отрасль Украины

Стратегии и инвестиции – под таким девизом прошел Ukrainian Ports Forum в Одессе. Именно эти два слова чаще всего звучали в холле гостиницы "Бристоль", где проходило мероприятие. А руководитель Администрации морских портов Украины Райвис Вецкаганс прямо заявил: "Мы хотим, чтобы инвесторы приезжали к нам". Потенциальные инвесторы в зале присутствовали - о чем же они говорили и, что услышали на мероприятии высокого уровня?

Две стратегии

Самым ожидаемым на Ukrainian Ports Forum стали презентации сразу двух стратегий. Министр инфраструктуры Владимир Омелян представил Национальную транспортную стратегию до 2030 года, которую Кабмин утвердил буквально накануне, а руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс - Стратегию развития портов Украины до 2038 года.

Свою презентацию Владимир Омелян начал с минорных нот. "У нас есть много мечт, но все наши "гиперлупы" разбиваются о неутешительную реальность настоящего. А она такова: 95% всех автодорог разбитые, 90% дорог не ремонтировались последние 30 лет. Наша железная дорога - крупнейшая в Европе, средний возраст локомотивов, которые на ней работают - 35-40 лет, изношенность пассажирских и грузовых вагонов - около 85%...", - отметил министр.

В морской отрасли перед Украиной стоит амбициозная цель - наши порты должны попасть в Топ-100 крупнейших контейнерных портов мира

Владимир Омелян

После пессимистической реальности Владимир Омелян перешел к оптимистическим планам, которые он назвал "инфраструктурной революцией". В чем ее суть? По словам чиновника, в 2030 году в Украине будет 50 аэропортов, 10 автобанов, а подвижной состав "Укрзализныци" будет новым. В морской отрасли перед Украиной стоит амбициозная цель - наши порты должны попасть в Топ-100 крупнейших контейнерных портов мира. Кроме этого, министр много говорил об электромобилях и Hyperloop, которые также должны стать неотъемлемой частью инфраструктуры нашей страны. Свою речь Владимир Омелян закончил более приземленными вещами: "Я верю, что в этом году будут проголосованы законы о ж/д транспорте, о внутренних водных путях и ряд других законов, которые нужны стране".

До 2038 года мы будем переваливать 246 млн тонн грузов. Это оптимистический сценарий. Для этого нам необходимо будет повысить на 80% эффективность работы морских комплексов

Райвис Вецкаганс

Презентация Райвиса Вецкаганса была более прозаичной и реалистичной. Глава АМПУ обозначил несколько важных целей, которые прописаны в Стратегии развития портов Украины до 2038 года. "У нас есть три ключевые цели, три KPI. Это сбалансированное и эффективное использование портовых мощностей. Наши порты могут переваливать 232 млн тонн, но на практике выходит гораздо меньше. Вторая цель - улучшение логистики и услуг в морских портах. И третья цель – оптимизация систем управления портами, то есть трансформация государственного стивидорного сектора и концессия. До 2038 года мы будем переваливать 246 млн тонн грузов. Это оптимистический сценарий. Для этого нам необходимо будет повысить на 80% эффективность работы морских комплексов", - заявил Райвис Вецкаганс.

Читайте также "Реализация транспортной стратегии невозможна без дальнейшего плана действий", - гендиректор Еврокомиссии по вопросам транспорта

Уровень спикеров

31 мая Форум в конференц-зале отеля "Бристоль" собрал невиданный аншлаг. "У нас зарегистрировалось больше участников, чем мы можем принять", - не без гордости говорил глава АМПУ Райвис Вецкаганс, чье ведомство совместно с ЦТС выступило организатором форума. На форум зарегистрировалось около 400 участников и 218 компаний из 23 стран мира.

При этом около двух третей участников мероприятия составили топ-менеджеры (директора, собственники, президенты компаний). От лица правительства выступал вице-премьер-министр Владимир Кистион, а от профильного министерства - руководитель  транспортного ведомства страны  Владимир Омелян.

Среди спикеров - руководители миссий трех международных банков, которые активно участвуют в финансировании инфраструктурных проектов в Украине. Это - Шевки Аджунер (Европейский банк реконструкции и развития), Жан-Эрик де Загон (Европейский инвестиционный банк), Франсуа Бержер (Всемирный банк). Для главы ЕБРР в Украине Шевки Аджунера, у которого 31 мая заканчивался срок пребывания в должности, Ukrainian Ports Forum стал хорошей площадкой для подведения итогов. Подтверждением тому служат слова министра Владимира Омеляна: "Мне очень приятно, что сегодня, в свой последний день работы, с нами большой друг Украины, большой друг правительства Украины, большой друг Министерства инфраструктуры Украины - господин Шевки Аджунер".

Помимо банкиров, на форуме были топ-менеджеры зарубежных компаний, их зарегистрировалось около сотни. На разных сессиях форума участники  слушали: Ву Ди, вице-президента China Harbour Engineering Company (выполняет дноуглубление в портах Южный и Черноморск); Лорана Мартенса, президента CMA Terminal Holding (оперирует контейнерным терминалом в порту Одесса); Филипа Свенса, управляющего директора HHLA International GmbH (оперирует контейнерным терминалом в порту Одесса); Мартина Мениона, директора AECOM в Европе, Ближневосточном регионе, Индии и Африке; Сугуру Ушида Сана, директора, NYK Bulkship (Atlantic); Массимо Дентиче, президента Clarksons Platou (Italy); Саломе Келенджеридзе, заместителя генерального директора Anaklia Development Consortium; Айвараса Каралиуса, исполнительного директора литовской компании BT Invest Ltd (инвестирует в строительство зернового терминала в порту Ольвия), и других.

Презентация инвестиционных проектов

Одной из ключевых новаций Ukrainian Ports Forum стала презентация инвестиционных проектов. Этому вопросу была посвящена заключительная сессия мероприятия. На обсуждение участникам было вынесено девять инвестпроектов. В частности, старший специалист по инвестициям в отделе транзакции ГЧП Международной финансовой корпорации Олег Кудашов очертил детали двух пилотных проектов концессии в портах Ольвия и Херсон. Эти проекты уже знакомы портовикам и не один раз обсуждалисьв прессе. Олег Кудашов уточнил, что тендеры по концессии двух портов планируется запустить в ноябре-декабре этого года, а завершить - до февраля 2019 года.

Два других проекта также в общих чертах уже известны. Один представил Айварас Каралиус, исполнительный директор литовской компании BT Invest Ltd, другой - Александр Олейник, директор ГП "Мариупольский морской торговый порт". Оба эти проекта касаются зернового бизнеса. BT Invest Ltd совместно с украинской компанией "Евровнешторг" планирует построить в порту Ольвия зерновой терминал мощностью 4 млн тонн в год, а государственный стивидор разрабатывает проект создания в Мариуполе нового терминала мощностью 3 млн тонн в год.

8 Александр Олейник представил проект развития в порту Мариуполь терминала мощностью 3 млн т в год

Настоящими сюрпризами стали пять проектов, которые планируется реализовать в крупнейшем порту Украины - Южном. Остановимся на них детальнее. Первый проект представила руководитель Группы поддержки реформ МИУ Александра Клитина. Он заключается в строительстве терминала по перегрузке навалочных грузов на условиях концессии. "Важным моментом в этом проекте является реконструкция причалов, а также расширение пропускной способности станции Береговая", - заявила Алекасандра Клитина. По ее словам, строительство наземной инфраструктуры будет выполнено за счет инвестора, а реконструкция причалов № 5-8 - за средства АМПУ. ТЭО проекта планируется выполнить в 2019 году при поддержке ЕБРР.

Второй проект презентовал Мартин Менион, директор американского AECOM в Европе, Ближневосточном регионе, Индии и Африке. Согласно презентации, планируется реализация нескольких проектов: зернового терминала, терминала по перевалке растительных масел и маслоэкстракционного завода. Терминал будет принимать до 520 вагонов в день.

Мощности для единовременного хранения зерновых составят 440 тыс. тонн в силосах. Также будут построены 4 напольных склада для шрота и бобовых объемом хранения 80 тыс. тонн. Проект ориентирован на перевозку до 85% грузов железнодорожным транспортом.  Также будут построены две станции для разгрузки грузового автотранспорта. Помимо существующих, в порту Южный появится еще три причала, что даст возможность одновременной погрузки судна растительным маслом и двух судов зерновыми дедвейтом 125 тыс. тонн, скорость погрузки 3 тыс. тонн в час на каждое судно. Инвестиции в первую очередь строительства зернового терминала составляют 147,5 млн долл. США. Годовая мощность перевалки терминала при полном развитии составит 9 млн. тонн зерновых.

Оживление в обсуждение внес Вячеслав Бояльский, директор ООО "Компания Техагро", представивший сразу три проекта в порту Южный. Его компания планирует построить зерновой, контейнерный и терминал для сыпучих грузов. "На входе в порт Южный у нас есть 82 га земли. Этот огромный участок мы планируем разделить на три участка. Первый участок использовать для строительства зернового терминала мощностью 4,5 млн тонн в год, из них 400 тыс. тонн муки и 200 тыс. тонн растительного масла. Глубину в этом месте мы сделаем 17 м…", - заявил Вячеслав Бояльский.

Контейнерный терминал будет рассчитан на обработку 2 млн тонн грузов в год. "Техагро" рассчитывает применить на этой площадке голландский опыт автоматической перегрузки контейнеров. Терминал сыпучих грузов будет иметь годовую мощность 2-2,5 млн тонн в год. Стоимость всех трех проектов компании оценивается в 198 млн долларов, включая затраты на подведение железной дороги и других коммуникаций.

Взаимоотношения местных властей и портовых администраций - темы настолько же новые для отраслевого форума, как и актуальные для регионов. "Важным является баланс местной власти и портов. Увеличивается нагрузка на инфраструктуру городов и сел, разрушается дорожное покрытие… Этот вопрос требует комплексного решения, поэтому очередным шагом портовой реформы может стать привлечение муниципальных властей к развитию морских портов", - заявил вице-премьер Владимир Кистион.

Очередным шагом портовой реформы может стать привлечение муниципальных властей к развитию морских портов, - Владимир Кистион.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян уточнил, что его ведомство изучает "возможность использования европейского опыта, когда муниципальные власти входят в совет порта и часть доходов поступает в местные бюджеты". Эту инициативу поддержал и глава АМПУ Райвис Вецкаганс: "Только что министра спрашивали о муниципальных портах. Это хорошая инициатива, мы ее поддерживаем и выступаем за кооперацию между портом и городом. Но для реализации этой инициативы нужны законодательные инструменты, которых сейчас пока нет...".

Другой новой темой стали свободные экономические зоны в портах. В последние годы о них как-то забыли. Эту тему решил оживить губернатор Одесской области Максим Степанов. "Я считаю, что мы должны использовать инструмент стимулирующих экономических зон в наших портах. Мы единственное причерноморское государство, которое не пользуется этим инструментом. В Румынии 6 свободных экономических зон, в Турции - около 20, в Украине - ни одной", - отметил он. Начать возобн6овление СЭЗ губернатор предложил на примере порта Рени.

"Областная государственная администрация вместе в АМПУ разработали законопроект, который касается внесения изменения в Закон о специальной экономической зоне в Рени, и в Налоговый кодекс. Потому что специальная экономическая зона существует только на бумаге, на самом деле никаких преференций нет. Что в этом законопроекте? Введение льгот по налогу на прибыль: первые 3 года нулевая ставка, следующие 3 года - 50% от действующей ставки, и через 6 лет - налогообложение по общим ставкам. Увеличение так называемого входа в свободную экономическую зону с 200 тыс. до 500 тыс. долларов. Ради развития порта Рени я готов жить в Киеве, чтобы мы приняли этот законопроект, и чтобы порт Рени вышел из "комы" и превратился в развитый порт", - подытожил чиновник.

Мы должны использовать инструмент стимулирующих экономических зон в наших портах. Мы единственное причерноморское государство, которое не пользуется этим инструментом

Кадры и безопасность

В рамках Ukrainian Ports Forum параллельно с основной программой состоялись еще два мероприятия: портовая HR-конференция Ukrainian Ports: People Agenda и круглый стол, посвященный вопросам морской безопасности и охраны в портах Ukrainian Ports: Maritime Security Agenda. Акцент на этих темах неслучаен.

Очевидно, что в период реформирования отрасли крайне важно фокусировать внимание на людях. Поэтому HR-конференцию посетили около 100 участников, в фокусе внимания были вопросы трансформации HR-функции, вызовы и приоритеты в сфере управления персоналом в период изменений.

Спикеры HR-конференции Ukrainian Ports: People Agenda

В начале с докладом выступила директор практики People Advisory Services компании EY в Украине Елена Бойченко. Она рассказала об управлении персоналом в условиях государственно-частного партнерства в портовой сфере.

После состоялась панельная дискуссия, посвященная вопросам управления персоналом при реформировании государственных предприятий портовой отрасли. В ней участие приняли и.о. главы Госслужбы занятости Валерий Ярошенко, директор по персоналу компании "Портинвест" Евгения Салюк, начальник отдела управления персоналом АМПУ Ольга Кузьмина, глава Профсоюза работников морского транспорта Украины Михаил Киреев, управляющий партнер Law company LeGran.TT Татьяна Титаренко и начальник департамента управления персоналом ДП "КТО" Ольга Божко.

Кроме украинских экспертов, на конференции выступили и иностранные гости. Так эксперт по инфраструктуре технического офиса Казначейства США Джон Арнольд поделился международным опытом в работе с персоналом в период государственной реформы. В свою очередь, об украинском опыте рассказал главный эксперт департамента персонала Нацбанка Вячеслав Апарин.

В завершении АМПУ подписала меморандум о сотрудничестве с Государственной службой занятости. Цель этого соглашения - создать качественно новую портовую среду и объединить усилия по обучению и развитию персонала портовой сферы.

Мы должны думать не только о повышении зарплаты работников, но и о получении ими новых знаний и освоении новых технологий, - Райвис Вецкаганс

 "Этот (кадровый. – ЦТС) вопрос очень актуален. На сегодняшний день только в государственных стивидорных компаниях работает 15 тыс. человек. Мы должны думать не только о повышении зарплаты работников, но и о получении ими новых знаний и освоении новых технологий. Мы должны развиваться", - отметил Райвис Вецкаганс.

Также для участников конференции был проведен интерактивный опрос. В анкете предлагалось дать ответы относительно вызовов в сфере управления персоналом в период трансформаций и проранжировать приоритеты в работе. Результаты АМПУ обещала проанализировать и учесть в своей работе и поделиться с ЦТС выводами и презентациями спикеров. (В ближайшее время мы опубликуем отдельный материал о People Agenda в украинских портах).

Второе мероприятие - круглый стол Ukrainian Ports: Maritime Security Agenda - было также достаточно популярным по посещаемости. Его посетили около 60 человек, среди которых топ-менеджеры государственных и частных стивидоров, специалисты, ответственные за морскую безопасность и охрану в портах, представители АМПУ по морской и внутренней безопасности, представители Госпогранслужбы, Одесской таможни, Национальной полиции, СБУ и другие участники. В качестве отдельных спикеров присутствовали специально приглашенные участники - председатель Николаевской ОГА Алексей Савченко, эксперты международной Программы экспортного контроля и безопасности границ Правительства США (ExBS), представители Посольства США в Украине, делегаты от международных компаний в сфере безопасности и охраны.

В АМПУ отметили: привлечение инвестиций невозможно без высокого уровня морской безопасности на основе международного опыта, что потребует значительной реформы в этой сфере. Поэтому привлечение частных компаний к охране морских портов стал одним из самых обсуждаемых вопросов. "В Антверпене, Роттердаме, Гамбурге, портах стран Балтии уже не один год охрану обеспечивают частные компании. Плюс этой практики в том, что она позволяет экономить средства и привлекать на работу квалифицированных специалистов. Мы в АМПУ очень внимательно изучили эту практику и планируем ее применить в соответствии с украинским законодательством", - заявил Сергей Гронский, заместитель председателя АМПУ по морской и внутренней безопасности.



Источник: https://cfts.org.ua/articles/pyat_novatsiy_ukrainian_ports_forum_kotorye_izmenyat_portovuyu_otrasl_ukrainy_1415/101333
Категория: Аналитика | Добавил: ЦГБ (07.11.2018)
Просмотров: 485

© ЧАО "Центральное грузовое бюро" 2024