Николаевский морской порт
расположен на левом берегу реки Южный Буг, в 35 км вверх по течению от
места впадения реки в Днепровский лиман. Порт соединен с морем
Бугско-Днепровским лиманским каналом (БДЛК), проходящим по Днепро-Бугскому
лиману и реке Южный Буг. Он начинается у острова Березань и тянется на 44 мили до порта Николаев.
Канал состоит из 13 колен, 6 из них проходят по Днепровскому лиману, остальные
по реке Южный Буг. Ширина канала — 100 м, глубина — 11,2 м. Площадь акватории
порта — 323 га,
территории — 69,2 га.
В порту перерабатываются: черные
металлы всех сортаментов и профилей; чугун; трубы большого и малого диаметра;
руды различные; уголь; окатыши; ферросплавы; фосфориты, глины; удобрения
навалом; оборудование (включая негабаритное и тяжеловесное); зерновые насыпью;
продовольственные грузы; грузы в пакетах, кипах, мешках; пило- и лесоматериалы,
растительное масло, патока. Площадь крытых складов — 27,3 тыс. кв. м; площадь открытых
складов — 181,5 тыс. кв. м.
Условия для
долговременной работы
В канун 20-летия независимости
Украины Николаевский МТП отметил свою 222-летнюю годовщину. За годы становления
государства в истории предприятия были и взлеты, и падения, порт прошел сложный
путь развития.
Говоря о порте сегодня, нельзя не
отметить, что за последние пять лет объемы грузопереработки возросли вдвое. За
8 месяцев 2011 г.
порт перевалил больше грузов, чем за весь 2004 г. — 5,448 млн т. Это,
в свою очередь, на 16% больше, чем за аналогичный период прошлого года; было
обработано 581 судно и 64711 вагонов. Только за 7 месяцев 2011 г. чистая прибыль порта
составила более 39 млн грн.
Порт постоянно развивается.
Начато строительство нефтеперевалочного причала № 15, продолжается строительство
комплекса по перевалке генеральных грузов на причалах № 1 и № 2. Успешно
работают в порту стивидорные компании, которые активно начали приобретать
основные средства: краны, погрузчики и другую перегрузочную технику.
«Мы продолжаем совершенствовать
новую структуру работы порта, — говорит начальник НМТП В. Иванюк, — но все-таки
главное богатство нашего предприятия — это его трудовой коллектив, так как без
его самоотверженной работы нет и не может быть процветания и развития порта.
За многие годы деятельности в
Николаевском МТП сформировался сплоченный коллектив — команда профессионалов,
любящих свое дело, способных ориентироваться в любой ситуации, готовых решать
сложные финансовые и производственные проблемы. Сплоченность коллектива,
взаимопонимание и поддержка создают условия для долговременной работы на
предприятии. Даже в сложное время для экономики страны коллектив порта работал
стабильно и эффективно. Николаевский морской торговый порт сегодня по праву
может считаться гордостью морской державы Украины. В этом заслуга всего
трудового коллектива. Нам есть чем гордиться».
Проекты и
международное сотрудничество
Сегодняшние тенденции в отрасли
морского транспорта позволяют сделать вывод, что в ближайшее время
перспективными направлениями формирования трансчерноморских линий будут
контейнерные и ро-ро перевозки.
Николаевский морской торговый
порт проявляет устойчивый интерес к расширению межпортовых региональных
сообщений. На сегодняшний день Николаевский морской порт свои перспективы
участия в трансчерноморских линиях связывает с проектом развития портовой
инфраструктуры в районе промышленной зоны г. Очаков. Этот проект предполагает
использование акватории, закрепленной КМУ за НМТП. Развитие портовой
инфраструктуры в районе промышленной зоны г. Очаков планируется на условиях
государственно-частного партнерства. Строительство и дальнейшая эксплуатация
новых портовых объектов, которые будут задействованы в хозяйственной
деятельности, — компетенция частного инвестора. Обеспечение глубин подходного канала
и операционной акватории — функция государства в лице администрации
Николаевского МТП.
Строительство новых портовых
мощностей на побережье акватории Николаевского морского порта в районе г.
Очаков — очень важный проект для всей экономики Украины, который создаст
необходимые условия для возрождения судоходства внутренними водами Украины, в
частности по реке Днепр.
Новые портовые объекты будут
выступать в качестве накопительных (устьевых) для обеспечения соединения
морских линий с внутренним водным путем вдоль устья реки Днепр.
В частности, для Николаевского
МТП в качестве перспективной трансчерноморской линии, с участием перегрузочного
комплекса в районе г. Очаков, можно выделить следующий маршрут: контейнерная
линия Джурджу (Румыния, Дунайский транспортный коридор)—Очаков (Украина),
которая предполагает формирование ответвления МТК № 7 к Николаевскому региону,
с перспективой использования речного пути вдоль устья р. Днепр.
Таким образом, вопросы
формирования комбинированных (контейнерных и ро-ро) линий через бассейн Черного
моря с участием НМТП и, в частности, портовой инфраструктуры в районе г.
Очаков, могут быть интересными для зарубежных портов и профильных компаний.
В этом аспекте хотелось бы
отметить взаимоотношения порта с партнерами из ближнего и дальнего зарубежья.
И, в первую очередь, опыт взаимодействия с белорусскими коллегами и уже
сложившиеся на сегодняшний день партнерские отношения с одним из ведущих портов
ЕС — бельгийским портом Гент.
«До недавнего времени мы
перегружали до 1,2 млн т хлоркалия в год. Со временем, в связи с изменением
рыночных условий, нам пришлось уйти от этого груза. Однако Николаевский морской
порт по-прежнему плодотворно сотрудничает с белорусскими партнерами. Сегодня
одно из продуктивных направлений нашей работы — транзит фосфоритов. Мы
перерабатываем около 30 тыс. т этого груза в месяц, наш партнер — Гомельський
завод минудобрений. И, насколько мне известно, наши партнеры из Гомеля очень
довольны уровнем работы стивидоров НМТП, так что в будущем мы надеемся на увеличение
грузооборота и углубление наших взаимоотношений», — говорит 1-й заместитель
начальника Николаевского МТП Сергей Колтыпин.
В ноябре прошлого года делегация
Николаевского морского торгового порта приняла участие в мероприятиях
Украинско-бельгийского форума, который состоялся в Киеве при участии
Премьер-министра Украины Н. Азарова и наследного принца Бельгии Филиппа.
Для Николаевского МТП основным
событием форума стало подписание, в присутствии Его Королевского Высочества
принца Королевства Бельгии Филиппа и Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины
в Бельгии И. Долгова меморандума о сотрудничестве с портом Гент.
«Мы уделяем постоянное внимание
налаживанию внешнеэкономических связей с портовыми властями, а также
профильными транспортными компаниями стран мира, — говорит начальник НМТП В.
Иванюк — Данное соглашение портовых администраций я расцениваю как
стратегическое. Оно призвано расширить торгово-экономические связи Украины со
странами Европейского Союза в целом, поскольку порт Гент является важным
мультимодальным хабом для всей Европы, а Николаевский МТП — важнейшими морскими
воротами Украины.
На мой взгляд, подобное
межпортовое сотрудничество значительно способствуют развитию международных
торгово-экономических связей отдельных субъектов хозяйствования. Ведь в мире
уже давно признано, что именно порты являются основным плацдармом для развития
экономики, на базе которых создаются и функционируют целые индустриальные
кластеры.
Я уверен, что совместная работа с
нашими иностранными партнерами в рамках подписанного меморандума откроет новые
перспективы для развития Николаевского морского порта как интермодального хаба
на юге Украины.
В соответствии с меморандумом мы
планируем начать плодотворную работу со специалистами порта Гент одновременно
по нескольким направлениям. Это и проработка новых логистических схем в
межпортовом сообщении, и совместная работа в рамках перспективных
инфраструктурных проектов с привлечением заинтересованных структур с обеих
сторон, и подготовка профессиональных кадров администрации Николаевского МТП
при участии специалистов порта Гент. У нас есть множество перспективных
направлений для дальнейшей совместной работы, которыми мы и займемся в
ближайшее время».
В развитие положений меморандума
о сотрудничестве в мае 2011 г.
Николаевский морской порт с рабочим визитом посетила официальная делегация
порта Гент. Также НМТП совместно с портом Гент участвовал в одесской
международной выставке и конференции «ИнтерТранспорт-2011″ в июне т.г. В
настоящее время идет подготовка к ответному визиту делегации НМТП в порт Гент,
который планируется в октябре.
«Наш порт всегда открыт для
плодотворного сотрудничества и будет рад любому проявлению интереса со стороны
портовых властей и представителей бизнеса стран ближнего и дальнего зарубежья»,
— говорит начальник НМТП В. Иванюк.
Планы долговременной работы и
дальнейшего развития у Николаевского МТП достаточно амбициозные. И если еще лет
5—6 назад НМТП считался черноморским портом, входящим в первую пятерку морских
портов страны, то сейчас с уверенностью можно сказать, что Николаевский морской
торговый порт по праву может считаться гордостью Украины как морской державы.
ГП «Николаевский морской торговый
порт»:
Украина, 54002, г. Николаев, ул.
Заводская, 23
тел.: + 38 (0512) 508400
факс: + 38 (0512) 508807
e-mail: nmtp@portnikolaev.com
http://www.portnikolaev.com
Источник: http://Еженедельный журнал «Транспорт» |