ЧАО "Центральное грузовое бюро"
Форма входа
Категории раздела
Новости [53]
Аналитика [117]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчики

Главная » Статьи » Аналитика

Коксу не рады: Украина собирается ввести ограничения на импорт угля

Установление квот на ввоз коксующихся углей приведет к уменьшению объема зарубежных поставок этого вида сырья на 30% или на 2 млн. тонн и сокращению объемов грузопотоков из России, США и Казахстана. В плюсе окажутся шахты – в минусе металлурги и порты.

13 марта Кабинет министров Украины одобрил проект постановления «Об утверждении перечня товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2013 год». Этот документ был подготовлен Министерством энергетики и угольной промышленности Украины и предполагает установление квоты на ввоз коксующихся углей в размере 10,2 млн. тонн, в том числе 2,5 млн. тонн – специально для использования на установках по вдуванию пылеугольного топлива (ПУТ).

Главной причиной данной инициативы Минэнергоугля стал критичный профицит угольной продукции на внутреннем рынке Украины, который возник в 2012 году и может увеличиться в ближайшие годы. Первоначально министерство настаивало на ограничении импорта этого вида сырья до 7,7 млн. тонн, что привело бы к сокращению его поставок в страну примерно в два раза. Однако впоследствии правительство, учитывая нужды отечественной металлургии, пошло на увеличение размера квоты и, соответственно, на уменьшение ввоза коксующегося угля примерно на 30%.

«Мы действуем в интересах национального производителя и, прежде всего, государственных шахт», – заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий. Однако при этом на другой чаше весов остаются интересы отечественных металлургов. И, вероятно, именно потому, что оптимальную формулу баланса интересов тех и других до сих пор найти не удалось, пока проект данного постановления так и остается проектом.

Номинальный дефицит Напомним, что за время независимости объем импорта коксующихся углей в Украину увеличился почти в 2 раза, и год от года темп его роста постоянно ускорялся. Так, по данным Минэнергоугля в 2010 году объем ввоза этого вида сырья составил 9,1 млн. тонн, в 2011 – 10,7 млн. тонн, а в 2012 — более 12 млн. тонн. А по оценкам компании «Металл-Эксперт» доля импортного угля в общем объеме сырья, используемого украинскими коксохимическими заводами, в 2010 году составила 34%, а в 2012 – 42%.

Следует подчеркнуть, что в прошлом году общий объем добычи коксующихся углей в Украине составил 24,9 млн. тонн. При этом, как отмечают специалисты ГП «Укрпромвнешэкспертиза», объем дефицита этого вида сырья в стране достиг 41,2% от общей потребности металлургов или – 10,5 млн. тонн, которые и были ввезены из-за рубежа. В свою очередь представители Министерства доходов и сборов Украины констатируют, что объем импорта коксующихся углей в Украину в минувшем году составил 11,3 млн. тонн. Из чего следует, что в прошлом году на украинском рынке оказалось 35,4-36,2 млн. тонн этого вида сырья.

Однако в последние годы общий объем его потребления украинской металлургией колеблется в пределах 25-27 млн. тонн в год. «В 2012 году КХЗ страны использовали 26,3 млн. тонн коксующихся углей, из которых лишь 15 млн. тонн – сырье отечественной добычи. Таким образом, объем местной угледобычи превысил объем внутреннего потребления на 9,8 млн. тонн», – уточняет старший аналитик ИГ «АРТ-КАПИТАЛ» Дмитрий Ленда. То есть, по сути, объем добычи коксующихся углей в Украине примерно равен объему их использования. И, тем не менее – металлурги и эксперты настаивают на факте растущего дефицита.

Установление такой квоты будет означать, что металлурги недополучат как минимум около 3 млн. тонн импортного сырья

«Главная причина того, что украинские коксующиеся угли не пользуется спросом у отечественных металлургов, заключается в его низком качестве, определяемом высоким содержанием серы. То есть, для сохранения рентабельности при производстве кокса они вынуждены добавлять в шихту высококачественные импортные угли», – констатирует г-н Ленда. «Наряду с этим, металлурги, для того чтобы прекратить использование дорогого российского газа массово внедряют в доменном производстве технологию вдувания ПУТ. Так, ее уже применяют на ММК им. Ильича, «Запорожстали», Алчевском МК, а, кроме того – она находится в процессе внедрения на «Азовстали», Енакиевском МЗ, «Arcelor Mittal-Кривой Рог» (АМКР) и ДМК им. Дзержинского. При этом для производства ПУТ необходим кокс премиум-класса, который может быть получен лишь из угля с содержанием серы менее 1%, тогда как в углях отечественной добычи оно составляет 1,4-3%. Поэтому, для создания шихты оптимального качества украинский уголь приходится смешивать с углем, содержание серы в котором не превышает 0,5%, ввозимом из России, Казахстана, США и других стран», – поясняет директор по развитию АК Kreston GCG Андрей Попов.

Как бы то ни было, но постоянный рост объема импорта коксующихся углей привел к тому, что в прошлом году отечественный углепром из-за невозможности реализовать произведенную продукцию оказался в крайне сложном положении. В результате при содействии правительства угольщикам удалось договориться с металлургами о выкупе во втором полугодии 2 млн. тонн угля у государственных шахт. Разумеется, это позволило лишь на время устранить внешние проявления проблемы, однако уже в начале нынешнего года она вновь дала о себе знать. Так, по данным Минэнергоугля, только в течение января запасы коксующегося угля на складах отечественных шахт увеличились на 23% и превысили 400 тыс. тонн.

Потребительская корзина На сегодня крупнейшими потребителями зарубежного коксующегося угля являются группа «Метинвест», которая по итогам 2012 году ввезла более 7 млн. тонн этого вида сырья, что превысило 40% общего объема его импорта; корпорация «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД) – почти 3,5 млн. тонн или свыше 20%; и АМКР – чуть менее 2,5 млн. тонн или 15%. Кроме того, коксующийся уголь также ввозили предприятия группы Evraz в объеме примерно 1 млн. тонн или 6,5%, а также группы «Донецксталь» – около 0,2 млн. тонн или чуть более 1%. При этом поставки сырья осуществлялись, в основном, из России, на долю которой приходится 70% их общего объема, а также из США, Казахстана и Латвии. В частности, «Метинвест» и ИСД импортировали уголь, в основном, как из России, так и из США, АМКР – из США, а Evraz и Донецксталь – из России.

Разумеется, учитывая, во-первых, планы по внедрению технологии вдувания ПУТ на большинстве отечественных метпредприятий, а, во-вторых, неуклонное снижение качества отечественных коксующихся углей, в нынешнем году и далее объемы импорта этого вида сырья будут только увеличиваться. Что, соответственно, может только усугублять сложившееся положение дел в украинском углепроме.

Так, по оценкам экспертов «Укрпромвнешэкспертизы», в нынешнем году объем потребности отечественной металлургии в привозных углях составит 11 млн. тонн. При этом согласно прогнозу генерального директора ассоциации «Укркокс» Анатолия Старовойта, этот показатель будет несколько выше – 10,5 млн. тонн для КХЗ и 1,8 млн. тонн для установок по вдуванию ПУТ, то есть – 12,3 млн. тонн. А по предположению генерального директора Федерации металлургов Украины Сергея Притоманова он вообще достигнет, как минимум, 13 млн. тонн. Из этого следует, что в случае ограничения объема импорта коксующегося угля до 10,2 млн. тонн, металлургам придется покрыть недостающий объем привозного угля в размере 0,8-2,8 млн. тонн путем закупок сырья на внутреннем рынке.

«Первоначально предложенная Минэнергоугля квота в размере 7,7 млн. тонн была откровенно мала и в любом случае поставила бы металлургов в крайне затруднительное положение. Однако, учитывая, что вследствие спада в металлургии объем потребления кокса в январе-феврале этого года сократился на 15% и в течение года вряд ли существенно вырастет, квота в размере 10,2 млн. тонн может оказаться более-менее приемлемой для металлургов», – допускает г-н Попов.

В свою очередь, г-н Ленда придерживается иной точки зрения. «Установление такой квоты будет означать, что металлурги недополучат как минимум около 3 млн. тонн импортного сырья и для формирования шихты будут вынуждены использовать гораздо большее количество угля отечественной добычи», – отмечает эксперт. А это, в свою очередь, может повлечь за собой рост себестоимости производства 1 тонны кокса до 70-80%. Что, разумеется, в период неблагоприятной конъюнктуры на мировых рынках металлопродукции, было бы губительным для отечественной металлургии.

А потому, как считает г-н Тополюк, здесь, скорее всего, будет достигнут некий компромисс. «Потребители импортного угля могут пойти на уступки и вновь согласятся выкупить какой-то объем украинской продукции в обмен на право ввезти нужное количество сырья с низким содержанием серы», – предполагает он. Оно едва ли достигнет 5 млн. тонн, как того, по неофициальным данным, желает угольное лобби, но, вероятно, будет не ниже прошлогодних 2 млн. тонн.

Наряду с этим эксперты не исключают, что, поскольку металлургического лобби также имеет значительный вес, соответствующее постановление так и не будет принято. И тогда объем ввоза коксующихся углей в Украину в этом году будет зависеть только от тренда на внешних рынках металлопродукции и при благоприятных обстоятельствах вырастет на 1-2 млн. тонн.



Источник: http://cfts.org.ua/articles/koksu_ne_rady_ukraina_sobiraetsya_vvesti_ogranicheniya_na_import_uglya_348
Категория: Аналитика | Добавил: ЦГБ (14.06.2013)
Просмотров: 427

© ЧАО "Центральное грузовое бюро" 2017