ЧАО "Центральное грузовое бюро"
Форма входа
Категории раздела
Новости [53]
Аналитика [111]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчики

Главная » Статьи » Аналитика

Грузооборот морских торговых портов Украины за 2012 год
      
  Государственные и частные пор­ты и терминалы Украины в 2012 году переработали 161,1 млн т гру­зов — на 0,7 % меньше, чем в преды­дущем году. Об этом сообщает Госстат Украины. В частности, в 2012 году морские порты Украины всех форм собственно­сти перевалили 154,3 млн т грузов — на 0,8 % меньше, чем годом ранее.

При этом перевалка морскими пор­тами экспортных грузов выросла на 14,1 % — до 96,85 млн т, перевал­ка импортных грузов сократилась на 15,1 % — до 16,49 млн т, перевалка транзитных грузов сократилась на 18,5 % — до 38,78 млн т, перевалка грузов во внутреннем сообщении со­кратилась значительнее, на 41,3 % — до 1,84 млн т.

В то же время, речные порты Ук­раины в 2012 году перевалили около 6,8 млн т грузов — на 0,8 % больше, чем в 2011 году. При этом перевалка речными портами экспортных грузов выросла на 27,8 % — до 1,14 млн т, перевалка импортных грузов увели­чилась на 29,3 % — до 0,36 млн т. Перевалка грузов во внутреннем сооб­щении в речных портах сократилась на 5,6 % — до 4,9 млн т.

Государственные морские торговые порты страны переработали 109,8 млн т грузов, что составляет 96,6 % к пока­зателям 2011 года. Тогда, напомним, впервые был достигнут плюс после двух лет падения грузооборота в морских торговых портах. МТП дали прибав­ку в 6 млн т. Прошел год, и мы опять считаем потери. Переработка грузов упала на 3,92 млн т.

При этом объемы перевалки экс­портных грузов выросли на 4,7 млн т, составив в целом 64,8 млн т. Украинские портовики потеряли импортные и тран­зитные грузы, именно за счет которых в 2011 году и была получена прибавка. Напомню, импорт в 2011 году вырос на 4,7 %, транзит на 20,4 %. По ито­гам 2012 года картина выглядит так: импорт — 85,2 % к показателям 2011 года (минус 1,62 млн т), транзит — 85 % (минус 5,96 млн т).

Импорт, который почти наполови­ну состоит из контейнерных грузов (в 2012 году их доля в общем объеме импорта — 43,8 %), служит неплохим барометром общего состояния эконо­мики страны. Небольшой взлет 2011 года не стал свидетельством, как ле­леяли тогда надежду, начала выхода Украины из экономического кризиса.

А ситуация с транзитными груза­ми в 2012 году окончательно показа­ла, что Украина так и не смогла под­твердить конкретными делами громкие заявления политиков разных лет о том, что является транзитной держа­вой. Борьбу за эту структурную груп­пу грузов она решительно проигрыва­ет, прежде всего, России.

Больше всего было потеряно налив­ных грузов — 3,5 млн т, из них тран­зитных нефтегрузов — почти 2,8 млн т. В этой ситуации неожиданного мало.

Похоже, инициированный Россией более десятка лет назад процесс — пе­реориентация трейдеров на перевалку российских грузов через российские портовые мощности — близок к завер­шению. Во-первых, россияне расшири­ли свои мощности, построив на Черно­морском побережье ряд новых крупных терминалов, усилили железнодорож­ную составляющую в их направлении, во-вторых, государство жестко управ­ляет тарифной политикой, в том чис­ле железной дороги, в интересах этой транспортной стратегии.

Как результат, мощный (пропуск­ная способность — 25,5 млн т в год) нефтетерминал Одесского МТП давно уже не получает российскую нефть, а в 2012 году резко начал терять поставки многолетних партнеров из Казахстана, мазут из России. Всего транзит неф­ти и нефтепродуктов здесь сократил­ся на 3,42 млн т. Добавим только, что потери наливного транзита не обош­ли стороной Феодосийский (77,9% к 2011 году) и Ренийский (59%) МТП.

И что особенно печально, уходят транзитные сыпучие грузы. Всего в 2012 году украинские порты потеряли 3,15 млн т, в основном, это руда (минус 1,33 млн т), уголь, зерно.

В 2012 году потери восполнялись за счет экспорта, прежде всего, сыпу­чих грузов (114,2 %), а точнее, зерна. Его перевалено на 6,27 млн т больше, чем в 2011 году. Бели бы не искус­ственные ограничения, действовавшие в первой половине 2012 года, на экс­порт было бы отправлено зерна на не­сколько миллионов больше.

Других возможностей наращи­вать объемы экспортной перевал­ки у Украины в 2012 году не было. Объемы отгруженной морем руды оста­лись практически на прежнем уровне (12,56 млн т). Но упали мировые по­требности в угле, и на экспорт было отправлено на 1,37 млн т угля мень­ше (75,4 % к 2011 году).

2012 год с плюсом закончили 7 морских торговых портов (в 2010-м— 10) из 18. Стабильные темпы разви­тия, как и в прошлом году, показали порты Николаевский (125,6 %, плюс 2,2 млн т), Херсонский (105,9 %). Только Ильичевский и Севастопольский МТП смогли из аутсайдеров 2011 года перейти в лидеры (107,3 % и 112,1 % соответственно). А порт Южный и Ни­колаевский МТП в прошлом году даже установили рекорды по объему грузо­оборота в своей истории.


Общий грузооборот портов и перегрузочных комплексов Украины в 2012., тыс. т.




Грузооборот морских торговых портов Украины за 12 месяцев 2012 г., по номенклатуре, тыс. т.

 

Грузооборот морских торговых портов Украины за 12 месяцев 2012 г., тыс. т.







 
Категория: Аналитика | Добавил: ЦГБ (01.04.2013)
Просмотров: 4508

© ЧАО "Центральное грузовое бюро" 2017