При этом перевалка морскими портами экспортных грузов
выросла на 14,1 % — до 96,85 млн т, перевалка импортных грузов сократилась на
15,1 % — до 16,49 млн т, перевалка транзитных грузов сократилась на 18,5 % — до
38,78 млн т, перевалка грузов во внутреннем сообщении сократилась
значительнее, на 41,3 % — до 1,84 млн т.
В то же время, речные порты Украины
в 2012 году перевалили около 6,8 млн т грузов — на 0,8 % больше, чем в 2011 году.
При этом перевалка речными портами экспортных грузов выросла на 27,8 % — до
1,14 млн т, перевалка импортных грузов увеличилась на 29,3 % — до 0,36 млн т.
Перевалка грузов во внутреннем сообщении в речных портах сократилась на 5,6 %
— до 4,9 млн т.
Государственные морские
торговые порты страны переработали 109,8 млн т грузов, что составляет 96,6 % к
показателям 2011 года. Тогда, напомним, впервые был достигнут плюс после двух
лет падения грузооборота в морских торговых портах. МТП дали прибавку в 6 млн
т. Прошел год, и мы опять считаем потери. Переработка грузов упала на 3,92 млн
т.
При этом объемы перевалки экспортных грузов выросли на
4,7 млн т, составив в целом 64,8 млн т. Украинские портовики потеряли импортные
и транзитные грузы, именно за счет которых в 2011 году и была получена
прибавка. Напомню, импорт в 2011 году вырос на 4,7 %, транзит на 20,4 %. По итогам
2012 года картина выглядит так: импорт — 85,2 % к показателям 2011 года (минус
1,62 млн т), транзит — 85 % (минус 5,96 млн т).
Импорт, который почти наполовину
состоит из контейнерных грузов (в 2012 году их доля в общем объеме импорта —
43,8 %), служит неплохим барометром общего состояния экономики страны.
Небольшой взлет 2011 года не стал свидетельством, как лелеяли тогда надежду,
начала выхода Украины из экономического кризиса.
А ситуация с транзитными грузами в 2012 году
окончательно показала, что Украина так и не смогла подтвердить конкретными
делами громкие заявления политиков разных лет о том, что является транзитной
державой. Борьбу за эту структурную группу грузов она решительно проигрывает,
прежде всего, России.
Больше всего было потеряно наливных грузов — 3,5 млн
т, из них транзитных нефтегрузов — почти 2,8 млн т. В этой ситуации
неожиданного мало.
Похоже, инициированный Россией
более десятка лет назад процесс — переориентация трейдеров на перевалку
российских грузов через российские портовые мощности — близок к завершению.
Во-первых, россияне расширили свои мощности, построив на Черноморском
побережье ряд новых крупных терминалов, усилили железнодорожную составляющую в
их направлении, во-вторых, государство жестко управляет тарифной политикой, в
том числе железной дороги, в интересах этой транспортной стратегии.
Как результат, мощный (пропускная
способность — 25,5 млн т в год) нефтетерминал Одесского МТП давно уже не
получает российскую нефть, а в 2012 году резко начал терять поставки
многолетних партнеров из Казахстана, мазут из России. Всего транзит нефти и
нефтепродуктов здесь сократился на 3,42 млн т. Добавим только, что потери
наливного транзита не обошли стороной Феодосийский (77,9% к 2011 году) и Ренийский
(59%) МТП.
И что особенно печально, уходят транзитные сыпучие грузы. Всего в 2012 году украинские порты
потеряли 3,15 млн т, в основном, это руда (минус 1,33 млн т), уголь, зерно.
В 2012 году потери восполнялись
за счет экспорта, прежде всего, сыпучих грузов (114,2 %), а точнее, зерна. Его
перевалено на 6,27 млн т больше, чем в 2011 году. Бели бы не искусственные
ограничения, действовавшие в первой половине 2012 года, на экспорт было бы
отправлено зерна на несколько миллионов больше.
Других возможностей наращивать объемы экспортной
перевалки у Украины в 2012 году не было. Объемы отгруженной морем руды остались
практически на прежнем уровне (12,56 млн т). Но упали мировые потребности в
угле, и на экспорт было отправлено на 1,37 млн т угля меньше (75,4 % к 2011
году).
2012 год с плюсом закончили 7
морских торговых портов (в 2010-м— 10) из 18. Стабильные темпы развития, как и
в прошлом году, показали порты Николаевский (125,6 %, плюс 2,2 млн т), Херсонский
(105,9 %). Только Ильичевский и Севастопольский МТП смогли из аутсайдеров 2011
года перейти в лидеры (107,3 % и 112,1 % соответственно). А порт Южный и Николаевский
МТП в прошлом году даже установили рекорды по объему грузооборота в своей
истории.
Общий грузооборот портов и перегрузочных комплексов Украины в 2012., тыс. т.