ЧАО "Центральное грузовое бюро"
Форма входа
Категории раздела
Новости [61]
Аналитика [142]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчики

Главная » Статьи » Аналитика

Борьба за транзит: кто заменит российские грузы в портах Украины

За январь-август 2015 года перевалка транзитных грузов в украинских портах составила почти 12 млн тонн, продемонстрировав к 2014 году падение на 17,5%. «Десять лет назад у нас транзит составлял 50% грузопотока. За восемь месяцев этого года он составляет 13%, – напоминает замминистра инфраструктуры Юрий Васьков. – У нас в 2004 году было 40 млн тонн транзитных грузов».

В первую очередь речь идет о потере российских грузов. «Российского чугуна практически не осталось – кроме портов РФ, его переориентировали на Прибалтику. Руды «Металлоинвеста» (Лебединский и Михайловский ГОКи) практически не осталось. Российские угли еще идут через Николаев, но в Ильичевске и Южном их практически нет», – говорит Юрий Васьков.

По итогам восьми месяцев этого года в порту Южный транзит снизился до 18% – с 4,6 млн тонн за январь-август прошлого года до 3,8 млн тонн в этом. Сократился грузопоток российского угля, железорудного сырья, наливных химгрузов и удобрений.

В Ильичевском морском порту транзит за этот же период снизился до 18% – с 4,6 млн т до 3,8 млн т. Порт уже запланировал на этот год падение транзита на 15,9% по сравнению с 2014-м. Там говорят об ужесточении конкуренции в борьбе за транзитные грузы со стороны стран Балтии, а также уменьшении транзита серы по территории Украины в связи с обострением конфликта на Донбассе. К слову, Мариупольский порт, через который в прошлом году прошло 1,5 млн т российского угля, транзит и вовсе потерял.

Собственно, это только продолжение тенденции, которая обозначилась еще несколько лет назад. Россия утвердила стратегию развития портов до 2030 года, согласно которой российские грузы должны идти через российские же порты. К примеру, она стала последовательно отказываться от транзита нефтегрузов через Украину и порты стран Прибалтики. Построенная к 2000 году «Транснефтью» Балтийская трубопроводная система стала альтернативным маршрутом для экспорта российской нефти и снизила зависимость от прибалтийских портов. В 2003 году мощность порта в Приморске за счет БТС достигла 30 млн тонн нефти в год, в 2006 году – 75 млн тонн, и экспорт нефти через прибалтийские порты стал быстро снижаться.

Российские СМИ пишут, что за первое полугодие увеличились железнодорожные перевозки нефтяных грузов в направлении украинского порта Рени. Если за аналогичный период прошлого года был показатель 4,6 тыс. тонн, то в этом году он составил почти 15 тыс. тонн. Это объясняют спросом на российскую нефть и мазут в придунайских странах. Однако в общем транзитном потоке это капля в море.

 

Как сообщает российский «Коммерсант», начиная с 2011 года перевозки российского экспорта через порты Украины постоянно снижались и сократились в 1,9 раза. И за восемь месяцев 2015 года сократились на 32% к соответствующему периоду прошлого года, пишет издание со ссылкой на данные РЖД.

Часть грузов уходит из украинских портов в российские порты Азово-Черноморского бассейна. В этом году погрузка грузов на экспорт через них возросла на 10,7%. Впрочем, о полной потере российского транзита речь все-таки не идет, и при более выгодных условиях российские грузы все-таки будут следовать через наши порты.

Соседская химия В Министерстве инфраструктуры на возвращение российского транзита, судя по всему, особо не рассчитывают. Там работают над привлечением грузов из других стран. «В сложившейся политической ситуации с точки зрения транзита кроме грузов РФ мы должны смотреть в сторону Беларуси, Молдовы, Казахстана, это может быть Узбекистан, теоретически – восточные страны ЕС», – говорит Юрий Васьков.

В частности, министерство сообщило, что предоставит 50%-ю скидку на портовые сборы для транзитных грузов, что должно привлечь грузоотправителей. Впрочем, как отметил руководитель николаевского порта «Ника-Тера» Александр Гайду, белорусам этого мало. «Ника-Тера», желая возобновить поставки белорусского калия, направила предложение в ОАО «Беларуськалий». «Со скидкой экономия на фрахте может составить до одного доллара на тонне, а это более $6 тыс. для судна дедвейтом 12 тыс. тонн. Но белорусской стороне хотелось бы еще получить сквозной железнодорожный тариф, который им давно дали прибалты», – говорит он.

Клайпедский и Рижский порты являются ближайшими к Беларуси. В 2013 году «Беларуськалий» даже приобрел 30% акций «Балтийской стивидорной компании », которая работает в Клайпедском порту. Так что в первую очередь ему важно загрузить собственные мощности. Но преимуществом Украины Александр Гайду называет то, что морской путь в Индию через нашу страну намного выгоднее по сравнению с маршрутом через Прибалтику.

Отметим, что после рекордного 2014 года мировой рынок хлоркалия переживает спад. И "Белорусская калийная компания" (БКК – трейдер «Беларуськалия») планирует в этом году сократить экспорт на 5% относительно 2014 года – до 9 млн тонн. «Мы не хотим перегрузить рынок лишними удобрениями, потому что это тоже окажет свое воздействие на их цену», – объясняла гендиректор БКК Елена Кудрявец.

Аналитики же прогнозируют падение мирового спроса и падение цен на калий. В 2016 году мировой спрос на хлоркалийупадет еще на 8%, или 4,4 млн тонн (прогноз на 2015 год – около 58 млн тонн), сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Macquaire Group. В основном это произойдет за счет снижения потребления в странах Юго-Восточной Азии, Индии и Бразилии.

 

 

 

 

 

 

Перспективы сотрудничества Помимо удобрений через Украину идут белорусский мазут и черные металлы. По данным «Центра транспортных стратегий», в украинские порты традиционно направляется 80-90% белорусского транзита, следующего через Украину. «После наших портов основные страны назначения: Италия, Турция, Египет, Греция, страны Азии и Ближнего Востока. Конечные страны-получатели белорусских грузов имеют такую географию, что маршрут к ним в обход Украины будет построить или сложно, или дороже», – отмечает консультант ЦТС‑Консалтинг Дмитрий Ягелло.

«Получается, что Украине нет особого смысла делать скидку… однако Беларусь – второй по величине транзитер по железной дороге Украины. К тому же, Беларусь на фоне падения грузопотока из РФ свой поток поддерживает», – говорит эксперт.

В этом году на транзитные перевозки по территории Украины для белорусских грузоотправителей было пролонгировано большинство скидок

Юрий Васьков считает, что белорусские грузы привлечь в Украину удастся и что скидки на ж/д перевозки все-таки нужны. «Если будут экономически выгодные условия и в портах, и на железной дороге, то это привлечет белорусские грузы. Когда белорусы отправляют грузы в США, чаще им выгоднее отправлять через Балтику. Если же в страны Средиземного моря и Ближнего Востока, то это рынок, где Украина конкурентоспособна. Но для победы в конкурентной среде нам нужно предоставить клиенту выгодные экономические и технологические условия», – говорит он.

Как сообщили в «Укрзализныце», в этом году на транзитные перевозки по территории Украины для белорусских грузоотправителей было и так пролонгировано большинство скидок. Непосредственно для калийных удобрений это 55% при перевозках в вагонах парка железных дорог и 70% – в собственных или арендованных вагонах по направлению переходов Беларусь – Николаев /«Октябрьск», 51% – при перевозках в вагонах парка железных дорог, и 65% – в собственных или арендованных вагонах по направлению перехода Беларусь – Черноморская (для ТИС)/Черноморская (для ОПЗ), 45% – для перехода Беларусь – порт Рени.

В то же время министр инфраструктуры Андрей Пивоварский ранее заявил, что транзитеров Украина потеряла из-за бюрократии. «Основная причина – не портовые сборы, не рыночная конъюнктура, а бюрократия», – подчеркнул он. Так что важным сигналом для перевозчиков должно стать реальное упрощение прохождения грузов. Дерегуляция, стартовавшая в портах, должна способствовать этому.

Викинг в порту «Определенная точка роста может быть у контейнеров. Рассчитывать на это можно в случае, если на всех этапах к транзитным контейнерам будет применяться режим наибольшего благоприятствования», – говорит Юрий Васьков.

«Нечего досматривать транзитные грузы ни в портах, ни дальше на территории Украины. Остановка перемещения транзитного груза на территории Украины должна рассматриваться как ЧП. Плюс должны быть применены мотивационные экономические условия. Имея это, мы можем говорить о долгосрочной перспективе», – уверяет он.

Надежды чиновники возлагают и на контейнеры, которые везет поезд комбинированного транспорта «Викинг». Как сообщила «Укрзализныця», он будет перевозить грузы из Китая в Европу. Соответствующий протокол был подписан в ходе совещания руководителей железных дорог Казахстана, Азербайджана, Грузии и Украины по вопросам формирования конкурентоспособных тарифных условий на перевозки грузов по направлению Азия – Европа – Азия 11 сентября 2015 года в Одессе. К проекту хочет присоединиться и шведская национальная железнодорожная транспортная компания Green Cargo, решившая подать заявку на участие. Кроме того, детали проекта изучает финская компания Steveco,сообщило со ссылкой на «Литовские железные дороги» ИА REGNUM.

В «Укрзализныце» заверили, что прошлогодние тарифы на перевозку груженых и порожних контейнеров в составе поездов «Викинг» и Zubr, участники проекта пролонгировали и в этом году. УЗ попросила всех участников проектов нынешний уровень тарифных ставок сохранить и на 2016 год. Для стимулирования перевозок УЗ также предоставила скидку 20% для контейнеров, перевозимых «Викингом» в экспортно-импортном сообщении (ранее она охватывала лишь транзит по этому маршруту).

Транзит, следующий через морские порты Украины, правительство рассматривает в качестве дополнительной грузовой базы «Викинга». Как уверяет премьер-министр Арсений Яценюк, грузы привлечет подешевевший пропуск через порты. «Прорабатывая варианты выхода контейнерного поезда на морское плечо перевозок, мы рассматриваем возможность сотрудничества с компанией «Болгарский морской флот», занимающейся железнодорожно-паромными перевозками», – заявил заместитель министра инфраструктуры Николай Снитко.

Конечно, речь идет только о нескольких тысячах контейнеров. Но, тем не менее, стоит отметить, что в этом году поезд продемонстрировал позитивную динамику. Так, объем перевозок контейнеров в составе «Викинга» за восемь месяцев составляет 3 920 контейнеров, что больше соответствующего показателя прошлого года на 52%.



Источник: http://cfts.org.ua/articles/borba_za_tranzit_kto_zamenit_rossiyskie_gruzy_v_portakh_ukrainy_942
Категория: Аналитика | Добавил: ЦГБ (22.07.2016)
Просмотров: 492

© ЧАО "Центральное грузовое бюро" 2024