2010 год был во многом ключевым.
Прежде всего, в начале года интригу представлял результат выборов Президента
Украины. Каждый из кандидатов в своей Программе представлял украинскому
обществу своё видение развития страны. Таким образом, загадки будущего
направления развития страны, накладываясь на долгосрочные тенденции,
сформированные в прошлом, в итоге, сформировали 2010 год, как год загадок и
отгадок.
При этом, интересно то, что
некоторые знаковые события прошли мимо внимания СМИ, не получив
соответствующего своему значению общественного резонанса.
1.Минтранс – вне игры.
Очень ярко в 2010 году проявилась
тенденция прошлого 2009 года – утрата Минтрансом статуса «штаба отрасли», роли
центра, где принимаются решения. Во многом действия Минтранса повторяли ошибки
руководителей этого ведомства прошлых лет; кулуарность в подготовке и принятии
решений, отрыв от реальных запросов субъектов морской индустрии, игнорирование
мнения морской общественности, очковтирательство и благодушествование. Минтранс
не смог формализовать запрос морского сообщества на перемены, предложить
морскому сообществу актуальную повестку дня для развития индустрии и заручиться
общественной поддержкой. Итог – переформатирование Министерства транспорта и
связи в декабре, утрата очевидно слабым управленцем К.Ефименко поста Министра.
Вновь созданное Министерство
инфраструктуры возглавил вице-премьер министр Б.Колесников
«… реформу Виктор Янукович
обсуждал с нами еще в штабе, до президентских выборов. Мне же он поставил
задачу очень "простую" и конкретную – транспортная инфраструктура
Украины должна быть лучшей в Восточной Европе". -Б.Колесников,
вице-премьер-министр – министр инфраструктуры.
2.Административное
переформатирование власти под вопросом.
В конце 2010 года начат первый
этап административной реформы. Одной из главных заявленных целей
административной реформы является переход от отраслевой схемы организации
исполнительной власти – к функциональной схеме. Такая цель, наряду с ожидаемыми
положительными результатами реформирования, создаёт и огромные риски для
дальнейшего развития морской индустрии. Опыта функциональной организации
исполнительной власти в морской индустрии Украины нет, научных исследований в
прошлые годы специально не проводилось, методические наработки - отсутствуют.
Кадровый состав среднего и высшего управленческого звена сформирован, в
основном, на базе советского опыта отраслевого управления, где упор делается на
управлении госпредприятиями.
Например, руководитель
Укрморречфлота г-н С.Крыжановский в опубликованном пресс-службой Министерства
инфраструктуры сообщении, уже после начала административной реформы,
по-прежнему делает акцент на развитии государственного сектора морской
индустрии, что, очевидно противоречит функциональному принципу управления и
целям административной реформы предложенной Президентом Украины. Тем не менее,
в конце года именно г-н С.Крыжановский назначен на должность руководителя
Госслужбы морского и речного транспорта.
- Если рассматривать задачи,
которые мы должны решить в течение 2010-2011 годов, то их можно разделить на
два больших направления. Первое – это переформатирование системы безопасности
судоходства. Для этого разработан проект «Программы совершенствования системы
безопасности судоходства, поиска, спасения и развития дноуглубительного флота».
Второе – повышение эффективности использования государственного имущества
предприятиями отрасли - С.Крыжановский, председатель Укрморречфлота в интервью
журналу «Порты Украины».
3.Законодательные изменения для
развития грузообработки в портах
Тем не менее, в этом году
произошли и некоторые положительные сдвиги. Прежде всего, 1 июня принят Закон
«О внесении изменений в Закон о транзите», который освободил от таможенного
декларирования транзитные контейнеры, перемещающиеся морским транспортом в
пределах одного пункта пропуска. Реальностью стали трансшипмент и свободная
практика в портах. Такие меры несколько сгладили падение объёмов грузообработки
в морских портах Украины. За период января-октября 2010 года украинские порты
сократили перевалку грузов на 20%, объемы транзита – на 30%.
В 2010 году ВР Украины приняла
также закон об основах взаимодействия государства с частными партнерами, что
вселило некоторую надежду на активизацию невоенного сегмента государственной
морской политики. Закон предусматривает, что государственно-частное партнерство
(ГЧП) может применяться, в том числе, в сфере строительства морских и речных
портов, а также их инфраструктуры, в области отдыха и рекреации, включая,
естественно, и морскую рекреацию.
«Следует также отметить, что в уходящем году
увенчались успехом ряд инициатив администрации государственного предприятия
«ОМТП» о внесении изменений в законодательные нормы, что позволило начать
обработку судов в режиме трансшипмента и свободной практики, создало
предпосылки для возвращения утраченных грузопотоков нефти и нефтепродуктов,
роста переработки контейнеров, увеличения судозаходов круизных лайнеров»-
Н.Павлюк, начальник ОМТП
4.Планы Правительства – планы
народа?
В 2010 году стала очевидной
разгадка загадки о развитии на Украине морского флота. Государство уже
официально устранилось от решения этой задачи.
В Транспортной стратегии Украины
на период до 2020 года, предложенной Правительством, отсутствовали положения о
развитии торгового флота.
Положения антикризисной программы
Правительства на 2010 год также не содержат пунктов о развитии морского
торгового флота. В Программе экономических реформ на 2010 – 2014 г. «Зажиточное
общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» судоходство
всё же упомянуто как смежный вид деятельности в пункте, касающемся
совершенствования инфраструктуры морских портов.
Подготовка моряков отсутствует
также в принятых в 2010 году «Основных направлениях реализации государственной
политики занятости на 2010-2011 годы» и, вообще, приоритет в образовании будет
нацелен на переориентацию рынка образовательных услуг на потребности рынка
труда, а рынок труда для моряков в Украине – ограничен и развитие морского
флота не планируется.
Общественный запрос на возрождение
морского могущества страны – не реализован и, очевидно, не может быть
реализован государством.
«Государство просто не в
состоянии организовать свою общественную жизнь».-А.Лавринович Министр юстиции
Украины
5.Таможеные пробки в портах
Письмо Государственной таможенной
службы Украины от 14.09.2010 р. N 11/7-10.09/9868-ЕПВ привело к ужесточению
таможенного контроля в портах и фактическому блокированию таможенного
оформления контейнеров. По утверждению предпринимателей пропускная способность
портов снизилась в разы: - «Если ранее в день оформляли до 500 контейнеров, то
сегодня речь идёт о нескольких десятках». В результате, например, одесском
порту скопилось более 9 тысяч нерастаможенных контейнеров.
Предприниматели были готовы к
забастовке и 25.09.2010 г. вышли на митинг перед Одесской облгосдминистрацией:
- «Требование забастовочного
комитета было одно — Янукович пообещал 4 часа оформление в портах перед тем,
как его выбрали Президентом. У нас есть угода подписанная Януковичем —
кандидатом в президенты. Вот 4 часа просим, мы ничего больше не просим».
-Виктор Остапенко, заместитель председателя профсоюза таможенных брокеров и
предпринимателей Одессы
В итоге, одного представителя от
митингующих пригласили на заседание, которое проводил вице-премьер Украины
Николай Азаров, прибывший в Одессу с официальным визитом. Премьер-министр
принял решение: - «Начальнику одесской таможни каждый день на стол мне среднюю
продолжительность времени проверки. Два часа договорились на каждый контейнер?
Два часа чтобы эта норма выдерживалась безукоснительно». Обстановка с
таможенным оформлением контейнеров постепенно нормализовалась.
Но, позже, затягивание
таможенного оформления зерновых грузов также отрицательно повлияло на объёмы
грузоперевалки в портах.
6.Координация транспортных систем
России и Украины.
Во время VII заседания
Подкомиссии по вопросам транспорта Комитета по вопросам экономического
сотрудничества Украинско-российской межгосударственной комиссии 4 мая 2010 года
в г. Брянск (Российская Федерация). Министр транспорта и связи Украины
К.Ефименко и министр транспорта Российской Федерации И.Левитин подписали План
мероприятий по реализации Концепции интеграции транспортных систем Украины и
Российской Федерации на 2010-2013 годы.
Во ІІ-ІІІ кварталах 2010 года планировалось подписание четырёх базовых
соглашений:
- Об обеспечении безопасности
судоходства в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе;
- О взаимодействии Центров
управления движением судов в Керченском проливе и порядке прохождения судов по
этому проливу;
- О порядке и условиях плавания
судов по внутренним водным путям;
- О сотрудничестве в морском и
авиационном поиске и спасении на Черном и Азовском морях.
В 2010 году было впервые
заявлено, что Днепр будет открыт для международного судоходства
Однако, планы по координации
транспортных систем реализованы не были и до конца 2010 года было подписано
только одно соглашение - в отношении поиска и спасания.
В то же время, официальная
делегация Украины не приняла участие в юбилейном 30-м заседании Координационного
транспортного совещания стран-участников СНГ, состоявшемся в ноябре в Москве.
Хотя участники 30-го заседания
КТС СНГ рассмотрели проект создания системы управления международными
транспортными коридорами, проходящими по территории государств-участников СНГ,
и решили создать Координационный комитет МТК СНГ.
«Позиция Украины по отношению к
СНГ должна быть активной, и это отвечает национальным интересам» - В.Ф.Янукович
– президент Украины
7. Бизнесу предложено взять на
себя разработку концепции экономических реформ.
Вице-премьер - министр социальной
политики Сергей Тигипко предложил предпринимателям взять на себя подготовку
концепций реформ в экономической и социальной сферах. Такое предложение он
озвучил на встрече с членами «Реформаторского клуба».
«Вы лучше других знаете
потребности страны, имеете успешный управленческий опыт. Мы предлагаем
применить свои знания и на государственном уровне», -С.Тигипко,
вице-премьер-министр
По его мнению, не только
правительство должно выступать инициатором реформаторских начинаний, но и
бизнес, и общественные организации.
Представляется, что теперь
формирование политики должно стать публичным и более-менее прозрачным.
Очевидная цель, которая стоит за словами вице-премьера - предоставить всем
заинтересованным сторонам возможность самим договариваться о путях
реформирования экономики. И, тем самым, переложить на заинтересованные стороны
(бизнес, прежде всего) и затраты на разработку, и экспертное обоснование таких
преобразований.
Хоть и с большим опозданием, но
это - наконец, констатация факта невозможности реализации кулуарных,
чиновничьих "реформ" в том числе и в морской индустрии Украины.
Без всяких сомнений это -
чрезвычайно важное и полезное предложение.
8.Негосударственные программы
возрождения судоходства
В 2010 году начала
функционировать новая судоходная компания по программе возрождения судоходства
на Днепре, реализуемой компанией Нибулон. 26 апреля 2010 буксир «Прибужаны» с
несамоходным судном NBL 015 отправился в первый рейс до речного терминала
филиала «Витово». Самый молодой грузовой флот в Украине: 86% грузового флота
построено в 2009 году; все лихтера имеют двойной корпус. Полностью
интегрированная корпоративная структура: судовладение, коммерческий и
технический менеджмент 68 украинских моряков и 41 человек берегового персонала.
В целом инвестпроект компании
"Нибулон" по возрождению судоходства украинскими реками стоимостью
$470 млн. предусматривает строительство 57 несамоходных и самоходных судов, в
частности 14 морских и речных буксиров, а также 17 элеваторов, из которых 10 -
речные элеваторы на Днепре, Южном Буге и др. реках.
«Ми на конкретному прикладі
показали, що ми - українська національна компанія, великий
сільгосптоваровиробник, який вирощує більше ніж 300 тис. тонн валового збору
зерна, великий інвестор, що інвестує в патріотичну інвестпрограму відродження
Дніпра і Південного Бугу як транспортних артерій і дає роботу десяткам тисяч
будівельників і суднобудівників… Ми заслуговуємо на те, щоб наша патріотична
програма одержала статус національної. Заради того, щоб це був сигнал для
всього бюрократичного апарату, який безпричинно намагається перешкодити
реалізації цього інвестпроекту»,
А.А.Вадатурский- герой Украины,
руководитель ООО СП Нибулон
Из-за квотирования Правительством
экспорта зерновых в ноябре транспортировка зерновых грузов по Днепру компанией
Нибулон была прекращена.
Рабочие места в морской индустрии
Украины, как и в прошлом 2009 году, создавались частным сектором.
9. 2010 год - Год моряка
По инициативе Международной
морской организации 2010 год был объявлен международным Годом моряка.
В сфере кадровой политики
знаковыми для морской индустрии Украины становятся международные события -
принятие Манильских поправок к международной конвенции о стандартах подготовки,
дипломирования моряков и несения вахты, вызвало активное обсуждение на
различных конференциях и семинарах. Тем не менее, о ратификации этих поправок в
Верховной Раде речь не шла.
Антикризисной Программой действий
Правительства на 2010 год предполагалась разработка проекта закона о
присоединении к конвенции о труде в морском судоходстве, но до конца 2010 года
такой проект закона не был внесён на рассмотрение Верховной Рады.
В 2010 году были приняты новые
Лицензионные условия осуществления посреднических услуг при трудоустройстве
(моряков) за границу, в частности, пересмотрен перечень обязательных документов
предоставляемых для получения лицензии.
На 2 –й международной конференции
«Крюинг в Украине» был поставлен вопрос о целесообразности дальнейшего сохранения
в новых условиях государственной системы дипломирования моряков в том виде, в
котором она была сформирована постановлением Правительства №83 от 2001 года.
10. Регионализация морской
политики.
Главным ньюсмейкером морской
индустрии Украины в 2010 стал николаевский регион. В частности, в 2010 году
получила своё развитие тенденция роста гражданского самосознания членов
морского сообщества, вызванная многолетней деградацией системы государственного
управления морской отраслью, неадекватностью принимаемых властных решений
общественным запросам и интересам большинства членов морской индустрии.
Это выразилось, в частности, во
взаимоотношениях администрации НМТП и ООО «СП Нибулон», к которым было
приковано внимание отраслевых СМИ в начале года.
"Министерство транспорта не
может предоставить грузопоток и не дает воспользоваться ни причальными
стенками, ни профессионалами"- В.Д.Чайка. Городской голова Николаева
Кроме этого заслуживают внимания
морские новости из Крыма, которые дают возможность выделить т.н. «крымский
фактор» в морской политике. В частности, решение о переносе грузового района
Евпаторийского морского торгового порта на озеро Донузлав было принято
Правительством Крыма, несмотря на подчинённость этого государственного
предприятия Министерству в Киеве.
Выборы в местные советы,
прошедшие осенью 2010 года, как ожидается, придадут новый импульс для
дальнейшей регионализации морской политики.
В итоге 2010 год запомнится как
год окончательной утраты иллюзий на государственную поддержку в развитии
морской индустрии и оформление общественного запроса на регионализацию морской
политики с последующей формализацией в политические требования.
2010 год также подвёл некий итог
десятилетию «киевского цикла» управления морской индустрии. До начала 2000
большинство отраслевых органов управления были сосредоточены в Одессе, в начале
2000-х они были переведены в Киев под предлогом повышения эффективности
управления. Итог – упадок, уменьшение доли национальной морской индустрии в ВВП
страны. Знак 2010 года - утрата доверия к решениям, кулуарно принимаемым в
Киеве. На 2010 год возлагались надежды как на год изменения отношения
государства проблемам, беспокоящим морское сообщество. Итоги год показали, что
в деле реализации морского потенциала представители морской индустрии, морское
бизнес-сообщество может рассчитывать преимущественно только на себя. В Киеве не
знают, что дальше делать с морским потенциалом. Ресурс аппаратных интриг
исчерпан, а ресурс в виде общественной поддержки и подпитки идеями со стороны
экспертного сообщества пока так и не востребован.
Так что в будущем действовать
придётся локально, навязывая повестку дня для реформирования морской индустрии
с региональной точки зрения. Это – залог изменений..
Источник: http://Сергей Горчаков «Морские бизнес-новости Украины» |