Сейчас в речных портах Украины
действуют государственные тарификации, утвержденные еще в 1976 году. Но на
согласовании в Минюсте уже находится новый "Сборник тарифов на работы в
портах", утвержденный Минтрансом.
В Одесском МТП экологи вновь незаконно задержали судно, которое прибыло для погрузки зерна на порты Испании. Похоже, претензии к МИД Украины международных организаций, правительств других государств, ассоциаций и просто судовладельцев по поводу произвола в украинских портах, просто принимаются к сведению. Проблема та же – Украина, присоединившись к конвенции МАРПОЛ, остается единственной страной в мире, игнорирующей положения этого международного документа. А именно, в части незаконных требований проведения химического анализа изолированного балласта. Фактически происходит вымогательство, чтобы не делать анализ (незаконный) проб, капитанам предлагается уплатить несколько тысяч долларов. Иначе судно может быть задержано на несколько суток на время проведения анализа и потери могут составить уже несколько десятков тысяч.
К концу текущего года планируется утверждение
ряда обновленных нормативных актов, регулирующих тарифные отношения портов,
стивидоров, судо- и грузовладельцев.
Несмотря на общее оживление рынка
транспортных перевозок, объем перевалки грузов через украинские порты в прошлом
году продолжал падать.
Связано это с высоким износом
основных фондов, коррупцией в портах, конфликтами между органами власти и между
государством и инвесторами. Накопившиеся за много лет проблемы можно решить
лишь принятием нового законодательства, регулирующего деятельность портов. Но
такой закон должен предполагать масштабную и эффективную реформу портовой
отрасли.
О том, что рынок речных
грузоперевозок открыт для новых игроков, говорит пример "Нибулона”.
Зерноторговой компании пришлось лишь обзавестись собственным флотом, и за
короткое время ей удалось занять видное место в судоходном бизнесе. По словам
гендиректора "Нибулона” Алексея Вадатурского, на текущий момент компания
располагает флотом общим водоизмещением 108 тыс. т, что позволило ей в 2010 г. перевезти 800 тыс. т
грузов. "Мы поставили себе задачу по реализации инвестиционной программы,
которая вернет рекам Днепр и Южный Буг статус ведущих транспортных артерий
страны”,— говорит господин Вадатурский. Первый этап инвестиционной программы
завершится до 1 июля этого года, обещает он, а во время второго этапа будет
введено в эксплуатацию еще 12 буксиров и 12 несамоходных судов.
2010 год был во многом ключевым.
Прежде всего, в начале года интригу представлял результат выборов Президента
Украины. Каждый из кандидатов в своей Программе представлял украинскому
обществу своё видение развития страны. Таким образом, загадки будущего
направления развития страны, накладываясь на долгосрочные тенденции,
сформированные в прошлом, в итоге, сформировали 2010 год, как год загадок и
отгадок.
По оперативным данным
Укрморречфлота, за четыре месяца текущего года 18 морских портов страны
переработали 37,316 млн. т грузов, что на 3,5% больше, чем за аналогичный
период 2010 г.
Объем транзита за январь-апрель составил почти 14 млн. т, что на 25,5% больше,
чем в 2010 г.
Перспективы развития морского
бизнеса и портовой отрасли в Украине весьма туманны. По мнению европейских
специалистов, шансы есть только у частных компаний. Первым шагом к решению
проблем связанных с сотрудничеством госпортов и стивидоров может стать принятый
ВР Закон «О государственно-частном партнерстве».